Главная Поиск Контакты
Система Orphus

Авторские права

Копирование материала разрешается с письменного согласия гл. редактора.

С указанием прямой и рабочей ссылки на материал.

Yandex RSSRSS 2.0

Спасительная ниточка Арзамаса

Сложнейшая ситуация, в которой все мы оказались сегодня, безусловно, рано или поздно разрешится. И здесь возникает резонный вопрос: «А что дальше?» Очень хочется надеяться, что жизнь в связи с пандемией все-таки не остановилась. Стоит ли арзамасцам ждать реализации намеченных программ? Будет ли проводиться благоустройство? Как Арзамас станет выходить из кризиса? Эти вопросы мы адресовали мэру города Александру Щелокову.
– Александр Александрович, в нышнем году в Арзамасе намечалась реализация многих программ разного уровня. В связи с пандемией коронавируса и принимаемыми мерами стоит ли надеяться, что планы будут воплощены в жизнь?
– Ни по одному запланированному мероприятию, касающемуся Арзамаса и Арзамасского района, работа не остановлена. Я говорю и о мероприятиях кластера, которые заложены в распоряжение Правительства Российской Федерации, и о других федеральных и региональных программах. Все проводится в штатном режиме в соответствии с намеченными графиками. Естественно, что по разным причинам они могут корректироваться.

– С реализацией программы паломническо-туристического кластера «Арзамас – Дивеево – Саров» многие горожане связывали надежды на изменения к лучшему. Сегодня, в сложившихся условиях, реализация этой программы продолжается?
– Давайте обо всем по порядку. Прежде всего, нужно сказать о намеченных изменениях в дорожной ситуации. Имею в виду Северный и Южный обходы города и Выездновский переезд. Это наиболее финансово емкие мероприятия, которые касаются Арзамаса. До 21 мая проект Южного обхода должен быть направлен на экспертизу. Следующий этап – получение федеральных средств и начало работ. Естественно, что это строительство займет не менее полутора лет. Но оно того стоит – транспортная ситуация изменится в лучшую сторону и для Арзамаса, и для Арзамасского района. Единственное, что сейчас может затормозить, это статус земель, по которым пройдет дорога, поскольку на участке есть и частные землевладения.

Что касается переезда на Выездное и северного объезда, то проекты по этим объектам должны быть направлены на экспертизу 1 июня. Исходя из сложившейся практики, процесс займет месяца три. Дальше все будет зависеть от поступления средств. 

Еще один транспортный объект, который предполагался программой кластера, – это дорога через рынок «Центральный». Мы направили ходатайство об исключении его из распоряжения Правительства. Считаю, что мы должны учитывать интересы города как исторического поселения федерального значения и интересы жителей, часть которых трудится на рынке «Центральный», а другая, еще большая часть, является их клиентами.

– То есть Соборная площадь не станет, как планировалось, пешеходной?
– Закрытие площади для движения транспорта напрямую связано с выделением каких-то других участков для строительства дороги. И сегодня ситуация выглядит следующим образом: на время реконструкции Соборной площади и прилегающих к ней улиц движение будет перекрыто. И откроется ли после проведения работ – большой вопрос. Как будет решаться проблема с движением транспорта? Для поиска решения одним крупным институтом была проведена серьезная работа по разработке комплексных схем организации дорожного движения по Арзамасу. Но, честно говоря, я пока ответа не увидел. Еще предстоит подумать, как правильно все сделать. Убежден, что найдем решение. Мы не можем просто так, как в других городах, взять и снести несколько домов, чтобы расширить дорогу. До 1 сентября проект должен быть разработан. Это касается не только Соборной площади, но и ул. Карла Маркса. Территория сложная. Особые проблемы вызывают археологические работы по причине дороговизны. Я бы сказал, они неоправданно дорогие по сравнению с тем, что мы тратим по другим направлениям. К тому же там расположены коммуникационные сети: водопровод, канализация, газ, вода, электричество. Непростая тема. Она требует увязки деятельности сразу 5-6 организаций. 

Еще один «транспортный» вопрос – перенос автостанции. Сегодня разрабатываются проекты для строительства транспортно-пересадочных узлов на станциях Арзамас 1 и Арзамас 2. И если по Арзамасу 1 все более или менее понятно, то по Арзамасу 2 существуют некоторые сложности. Там не такая большая площадка, и это не муниципальная земля, а полоса отвода железной дороги. Одно дело нарисовать, как это должно быть, спроектировать, другое – юридически все согласовать.

– Другим важным направлением программы является благоустройство…
– Мы продолжаем заниматься площадью 1 Мая. Рассчитываем, что ориентировочно до середины июня проведем конкурсы по выбору подрядчика и начнем работы. Сегодня очень сложно следить за финансовой конъюнктурой. Цены меняются. Смета составлялась в ценах предыдущего года. Что будет в третьем квартале, когда подрядчик начнет работать, сказать сложно.

Вообще, само направление благоустройства в целом по Нижегородской области может претерпеть некие корректировки. Та ситуация, в которой все мы оказались, конечно, влияет не только на конкретных людей, но и на муниципалитеты. Мы несем финансовые потери, мы не выполним доходную базу городского бюджета в любом случае, поскольку некоторые городские предприятия перейдут на четырехдневку, также и юридические лица не в полной мере смогут перечислить запланированный объем НДФЛ. Есть ряд объектов, от обустройства которых мы вынуждены будем отказаться. И если меня спросят, чем нужно поступиться, не хотелось бы отдавать дороги и тротуары. А вот с благоустройством можно повременить.

В этой связи мы с 2020 на 2021 год перенесли работы по реконструкции мемориального комплекса «Вечный огонь» и городской Доски почета. Это 30 миллионов рублей, большие деньги для нас. Но, думаю, это не самые приоритетные траты, которые сегодня должны быть, и небольшая потеря, учитывая текущую ситуацию.

– А что с реставрацией исторических зданий и строительством?
– Из арзамасских объектов положительное заключение государственной экспертизы получил проект реконструкции здания Арзамасского коммерческо-технического техникума в Гостином ряду. То же самое касается и детского сада №1 – дома Попова, объекта культуры регионального значения. Ждем, когда будет открыт лимит, чтобы начать конкурсы на проведение работ. Более сложная ситуация по школе №1. Как выяснилось, никто никогда не занимался капитальным ремонтом деревянных зданий образовательных учреждений в три этажа. Сложности возникают в связи с необходимостью соблюдения всех противопожарных норм. Но работа продолжается.

Также продолжается разработка проектной документации по строительству Центра культурного развития. Конструктивно здание готово. Проект получился дороже, чем первоначально планировалось, за счет того, что мы фактически к Дому культуры присоединили профессиональный спортивный зал для баскетбола. Думаю, что строительство начнем в следующем году. Еще один запланированный объект – противотуберкулезный диспансер. Мы предоставили площадку для его строительства в Кирилловке. Но при обследовании там обнаружен карст, который потребует усиления фундамента будущего здания. Если сумма проекта после корректировки будет вменяемой, пойдем по этому пути.

Если говорить о предусмотренной программой кластера реставрации объектов культуры федерального значения – Воскресенского собора, СпасоПреображенского монастыря и дома Белянинова, то здесь также работа ведется в штатном режиме. Сегодня разрабатывается документация. Проекты достаточно емкие по деньгам, поскольку любые реставрационные работы очень дорогие. Средства проходят по линии федерального Министерства культуры.

По церковным зданиям. Здесь, как соработник, выступает Нижегородская епархия. Мы взаимодействуем с региональным Управлением охраны объектов культурного наследия и будем следить за проводимыми работами, поскольку нам есть за что переживать. Например, Воскресенский собор строили всем городом, каждый из наших предков внес свою копейку. Наверняка каждому арзамасцу важна его судьба.

– Другими словами, несмотря ни на что, реализация программы идет так, как было запланировано?
– Повторюсь, единственное, что мы сдвинули во временных рамках, – это реставрация Вечного огня и Доски почета, на что повлияла именно эпидемиологическая обстановка. Понятно, что сегодня всем нужны деньги, и нам приходится экономить. И это не только в Арзамасе, но и в Сарове, и в Дивееве. По остальным запланированным объектам идет либо подготовка документов, либо их доработка. Никто ведь не предполагал, например, что под площадкой будущего тубдиспансера обнаружат карст. Нас это месяца на три остановило. Или Выездновский переезд. Изначально планировалось сделать прокол под железной дорогой.  Но оказалось, что целесообразнее все-таки строить путепровод. А это абсолютно другое конструктивное решение.

– И все же из-за пандемии мы оказались в глубоком кризисе. По вашим прогнозам, как Арзамас будет выходить из него? Я имею в виду не то, как будет сниматься режим самоизоляции, а то, как станет восстанавливаться экономика города.
– Во-первых, это будет плавное возвращение к привычной жизни, и здесь резкого скачка никто сделать не сможет. Я думаю, что мы будем очень сильно зависеть от региона, как сейчас, собственно, это и происходит. Запущена машина по организации Арзамаса как исторического поселения федерального значения, и это станет нашим мотором, который позволит нам делать все чуть быстрее, чем другим. Программа по созданию кластера остановлена не будет. Она потянет за собой строительный сектор, благоустройство и т. д. Поэтому, на мой взгляд, реализация мероприятий туристическо-паломнического кластера – это залог нашего будущего. До этих событий – залог развития. Сейчас это наша спасительная ниточка. Программы все озвучены, и их нужно исполнять. Я знаю, что в нашей области и в других регионах появляются идеи организации новых туристических кластеров. Вот их можно остановить, поскольку реализация еще не началась. А мы – уже в дороге.

Переживаю за другие программы – региональные, государственные. Например, ремонт образовательных учреждений. На все объемы средств, которые в этом году должны быть освоены, проектную документацию разработали. Это ремонт крыши детского сада № 30, детского сада № 29, школы № 58. Конечно, если какой-то муниципалитет этого не сделал, вполне вероятно, что деньги у него заберут. Уже сегодня мы начали готовить документы на 2021 год. Рассчитываю, что все будет готово к концу этого года. Чем быстрее будем разрабатывать проектную документацию, тем меньше шансов остаться без финансирования.

Многое в стабилизации экономической ситуации будет зависеть от предприятий – будут заказы, будет у них работа. Ряд предприятий перейдет на четырехдневку, и сколько это продлится – вряд ли кто-то может спрогнозировать. Самое главное, мне кажется, – это не потерять рабочие места. Это удар и по сотням семей, и по той налоговой базе, которая будет в городе. Если сегодня предприятия чувствуют необходимость сокращения рабочей недели – хорошо, что хотя бы так. Это не в первый раз. Но это выведет нас потом к нормальной жизни.

Беседовал НИКОЛАЙ ЖИДКОВ
Просмотров 77

Опрос

Вступили ли Вы в нашу группу вконтакте?