Главная Поиск Контакты
Система Orphus

Авторские права

Копирование материала разрешается с письменного согласия гл. редактора.

С указанием прямой и рабочей ссылки на материал.

Yandex RSSRSS 2.0

Качественные дороги строить не выгодно?

Дата: 11.12.2021 г.
Недавнее исследование Compare the Market выявило, что Россия — худшая страна в мире для автомобилистов. При анализе учитывалось качество дорог 25 стран мира, уровень их загруженности, соотношение расходов на машины с доходами людей и количество ДТП. Последние критерии напрямую вытекают из первого. Итак, в этом рейтинге Россия заняла нижнюю строчку из-за самого низкого качества дорог, множества пробок, а также из-за высокого уровня смертности. Предыдущие исследования показывали, что у нас дороги хуже, чем, например, в Индии и Намибии…
Дороги и дураки, как известно, две вечные беды нашей страны. С дураками сложно что-то сделать – Россия-матушка рожает их на столетия вперед. А что же с дорогами? Вроде строим-строим. Вроде и специалисты у нас не хуже, чем в той же Индии. Почему же одна из двух наших бед так и не исчезнет?

Причиной плохих дорог в России эксперты называют целый комплекс проблем, которые не так просто решить.

Первая из них – устаревшая нормативная база, не позволяющая дорожным компаниям использовать при строительстве дорог современные технологии, при помощи которых можно продлить их эксплуатационные свойства. Подрядчик не сможет сдать дорогу, если она построена не по стандарту и с нарушением действующих нормативов. Росавтодор ежегодно выделяет средства на совершенствование нормативов, но компании, выигрывающие тендеры, занимаются копированием европейских стандартов, которые не годятся для российских условий.

На втором месте коррупция, благодаря которой из выделенных на строительство дорог средств теряется 10-15%. Кто-то скажет, что этот процент больше, и, возможно, это так. Коррупция имеет место при вводе дороги в эксплуатацию, когда контролирующие качество организации получают откаты и принимают дороги с недочетами.

Третье место занимает некачественный битум, не устойчивый к старению и приготовленный из нефтяных отходов.

На четвертом - огромные нагрузки на дороги, превышающие нормативы. Нынешние дороги не рассчитаны на эксплуатацию таким количеством автомобилей, многоосными фурами в 40 тонн и т.д. Дорожное полотно быстро приходит в негодность.

Следующая причина – нарушение технологий при строительстве дорог. Асфальтобетон укладывается холодным, плохо уплотняется и т.д. Все делается по принципу «и так сойдет». Примерами, когда дорожники укладывают асфальт прямо в лужи и грязь, пестрит Интернет.

Еще одна из важнейших причин – недостаток финансирования и его несвоевременность. Зачастую деньги на строительство дорог выделяются с приходом дождей или с первым снегом, и эти средства сразу тратятся, иначе в следующем году их объем сократят.

Наконец, последняя из причин, которую называют эксперты, – ненадлежащее содержание и ремонт дорог. Они должны вовремя убираться, мыться, подметаться. Верхний слой дорожного полотна необходимо менять и ремонтировать ямы. Однако у нас это делается недобросовестно и несвоевременно, что и приводит к более глобальным проблемам. 

И все же, когда речь заходит о том, почему у нас дороги плохие, обычно все объяснение начинаются на слове «воруют». На нем же и заканчиваются. Действительно, сделай дорожную подушку — это слой щебня и песка под асфальтом — несколько сантиметров тоньше, немного заузь саму проезжую часть – и вот заветные миллионы у тебя в кармане.

Но осмелюсь высказать еще одну, главную, на мой взгляд, причину того, почему в ближайшее время у нас не будет хороших дорог. Считаю, что дорожным компаниям просто не выгодно строить качественные дороги. Увы, нас давно уже отучили думать об общественном благе. Важнее - собственное бабло в кошельках…

Затраты на строительство и ремонт дорог можно сократить в разы, внедрив новые технологии. Например, во всем мире на трассах с интенсивным движением, где идут большегрузы, активно используют вместо асфальтового цементобетонное покрытие. Оно прочнее асфальта, служит 20 лет и более, ему не требует ежегодного ремонта. И если раньше цементобетонные дороги были дороже асфальтовых, то теперь цены сравнялись. Таких дорог у нас строится в год только 5% от общего объема, а в Китае и США — больше половины. 

Почему же тогда дорожники не переходят на прогрессивные материалы? Дело в том, что основные поставщики битума и асфальта — это нефтяные компании. А у производителей цемента и бетона нет такого мощного лобби.

Еще одна причина — цементобетон положил и забыл. А ведь именно бесконечный ремонт — основная статья дохода многих дорожных компаний. Для них долговечность покрытия — это недостаток.

Так что, на мой взгляд, две извечные беды будут сопровождать Россию еще долго, если не всегда…

Сергей Абрамов
Просмотров 177

Опрос

Вступили ли Вы в нашу группу вконтакте?