26.09.2013 | Будь внимательнее

Как привлечь покупателей и продать побольше товара? Хозяева торговых центров и маленьких магазинчиков уже давно нашли ответ на этот вопрос. Объявляй акции, скидки и целые месяцы распродаж под вывеской «SALE».

Когда всё это появилось впервые, то народ по-настоящему «проглатывал» все завлекаловки, не вникая в суть происходящего. Впрочем, и сейчас многие по-прежнему верят, что распродажи настоящие, а скидки реальные. Тогда почему большинство распродаж превратились в бессрочные акции? Ответ прост: цена, указанная со скидкой, не что иное как реальная стоимость товара.

Федеральная антимонопольная служба решила примериться к роли защитника прав потребителей. Там раздумывают над тем, чтобы законодательно запретить «бессрочные» скидочные акции, когда покупателя завлекают объявлениями вроде «Только до конца месяца получите скидку 30%», а в следующем месяце объявляется новая аналогичная акция. ФАС готовится внести в ст. 14 закона «О защите конкуренции» ряд новых составов правонарушений в отношении потребителей.

Сейчас эта практика никак не регулируется, так как сложно доказать, что то, что выдается за скидочные акции, на самом деле таковым не является. В Европе, в частности в Германии и Италии, этот вопрос давно и довольно строго отрегулирован.

Другим направлением может стать запрет указывать на упаковке товара в качестве его «преимущества» свойства, которыми он обладает по определению. Речь идет о надписях вроде «без сухого молока» на упаковках с молоком: дело в том, что в России действуют строгие технические регламенты, по которым продукт с содержанием сухого молока по определению не может называться молоком.

Запрет может коснуться и случаев, когда законное право потребителя, например, вернуть товар в течение 14 дней, представляется как преимущество. Еще одна идея, которая сейчас проходит обкатку в стенах ФАС, направлена на мошенников, завлекающих потребителя громкими обещаниями получить выигрыш, если такового в действительности нет или для его получения нужно дополнительно заплатить. Примером могут служить баннеры на сайтах, сообщающие каждому посетителю о том, что он, например, стотысячный посетитель, а потому может получить приз — если отправит SMS на платный номер. Также предлагаемая норма регулирует схемы, пришедшие из 1990-х: покупателю объявляется, что он выиграл приз, но, чтобы его получить, он должен сделать еще заказ.

Норма затронет также маркетинговые ходы, например, мобильных операторов, которые предлагают получить какое-то количество «бесплатных» минут за определенную мзду. На поверку же оказывается, что именно столько стоит пакет «платных» минут. Осталось надеяться, что все эти предложения ФАС будут приняты.

 Е.СЕРГЕЕВА.