Злоумышленники получают доступ к персональным данным граждан посредством незаконного доступа к порталу Госуслуг.
Злоумышленники обзванивают граждан под видом сотовых операторов с предложением продлить истекающий договор на абонентский номер.
В начале телефонного разговора аферист, представившись сотрудником отдела абонентского обслуживания сотового оператора, сообщает о заканчивающемся пользовательском соглашении с компанией, предоставляющей телекоммуникационные услуги. После этого он интересуется, будет ли клиент его продлевать. Получив от последнего согласие, мошенник просит продиктовать цифровые коды из СМС-сообщений, которые якобы нужны для подтверждения продления соглашения на новый срок. Передав данные сведения звонящему, граждане обнаруживают, что доступ к их личным кабинетам в сервисе «Госуслуги» заблокирован, а их личные данные в «руках» аферистов.
Так, в арзамасскую полицию обратилась 64-летняя женщина. Она рассказала полицейским, что накануне ей поступил звонок на сотовый телефон. Введя в заблуждение потерпевшую, незнакомец сказал ей, что необходимо продлить договор на использование ее абонентского номера, действие которого якобы подходит к концу, и попросил продиктовать ему код, который поступит по СМС, что заявительница и сделала.
Далее заявительнице в мессенджер «Ватсап» пришло сообщение о том, что к ее учетной записи на «Госуслугах» получили доступ мошенники, и указан номер телефона 8800-200-…., по которому следует позвонить в случае, если заявительница озвучила неизвестным лицам коды из СМС. Не сомневаясь, что это сообщение поступило от портала «Госуслуг», заявительница позвонила по указанному в сообщении номеру. Мужчина, ответивший на звонок, представился сотрудником Банка России.
В ходе разговора незнакомец убедил женщину в том, что мошенники получили доступ к ее личному кабинету на «Госуслугах» и пытаются оформить на ее имя кредиты в различных банках. По словам лже-банкира, чтобы защитить себя от кредитов, оформленных мошенниками, заявительнице самой следует оформить кредиты в указанных банках, и полученные деньги перевести на указанный им «безопасный счет».
Поверив в слова лже-сотрудника финансового учреждения, женщина через банкомат оформила кредит, обналичила кредитные средства в сумме 440 000 рублей и перевела их на продиктованный незнакомцем счет.
На следующий день заявительница решила проверить номер, с которого она связывалась с сотрудником банка, для чего ввела данный номер в поисковую строку на сайте и узнала, что указанный номер не принадлежит порталу «Госуслуг».
Поняв, что общалась с мошенниками, женщина написала заявление в полицию. Также она обратилась в МФЦ, где восстановила доступ к своему личному кабинету, войдя в который увидела, что мошенники уже запрашивали от ее имени справки о различных мерах социальной поддержки, а также справку 2-НДФЛ и др.
По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 272 УК РФ «Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, причинивший крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности».
Еще два аналогичных факта зарегистрированы полицейскими в начале этой недели. Так, с потерпевшими – 42-летним мужчиной и 32-летней женщиной – посредством звонка в приложение «Вайбер» с номера «+115» связались мошенники и под видом сотрудников портала «Госуслуг» убедили потерпевших в том, что якобы от их имени на портале зарегистрированы заявления на смену абонентских номеров телефонов. Далее, под предлогом защиты персональной информации, размещенной в личных кабинетах потерпевших на портале «Госуслуги», злоумышленники получили коды доступа к указанным кабинетам и взломали их, сменив пароли.
По данным фактам возбуждены уголовные дела по ст. 272 УК РФ «Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации».
Будьте бдительными и ни в коем случае не следуйте поступающим от злоумышленников инструкциям. Храните в тайне реквизиты ваших банковских карт, коды из СМС-сообщений и любые другие конфиденциальные сведения.
Во избежание подобных случаев необходимо полностью прочитать сообщение, так как отправителем сообщения является портал «Госуслуги» и в нем написано, что третьим лицам нельзя диктовать код доступа, пришедший в СМС-сообщении.
Для блокировки личного кабинета или восстановления доступа в портал «Госуслуги» необходимо позвонить на горячую линию «Госуслуги» или обратиться в МФЦ, где специалисты также помогут заказать кредитную историю с целью узнать, какие документы запрашивались мошенниками, был ли взят кредит или микрозайм на гражданина.
Кроме того, следует помнить, что 115 – это короткий номер центра поддержки пользователей Госуслуг. Но операторы портала не звонят жителям через Вайбер или другие мессенджеры.
Будьте бдительны! Не давайте злоумышленникам шанса обогатиться за ваш счет!
По информации Отдела МВД России «Арзамасский».