23.01.2015 | Горячая тема

Новый 2015  год для жителей ряда близлежащих от Арзамаса населённых пунктов начался с ужасного (без преувеличений) известия: с 13 января отменяют электрички, а автобусного сообщения никогда и не было!

В дневное время люди больше не смогут добраться в Арзамас или обратно домой. Это можно будет сделать только утром (7.53) и вечером (20.25). Между тем многие жители Костылихи, Балахонихи, Слезавки, Мухтолова, Навашина и других населённых пунктов учатся или работают в Арзамасе. Да мало ли какие дела могут быть у сельского жителя в городе. Всё, больше никаких дел. А скоро начинается дачный сезон, как будут добираться арзамасцы до своих дач, вообще непонятно. А как же грибники, любители богатых костылихинских лесов?..  В общем, бардак.

Позвонившие в редакцию жители обделённых сёл были просто в шоке. Как же ребёнок из колледжа приедет домой после третьей пары, неужели ждать на вокзале до позднего вечера? Как вернуться домой служащему с суточного дежурства, которое заканчивается в 8 утра, ждать целый день до вечера? Как приехать навестить больного в горбольницу, да и самому больному приехать на лечение? А как же за покупками в арзамасские торговые центры и на рынок? Городским жителям не понять всю масштабность проблемы.

Почему же отменили электрички, кто принял столь резкое решение? «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» официально объявила, что приостанавливает движение по некоторым направлениям в связи с тем, что в 2015 году оплаты по льготному коэффициенту для перевозчиков пригородных пассажирских рейсов прекращаются.

Ранее установленный федеральным правительством на 2011-2014 годы процент оплаты для пригородных пассажирских компаний составлял 0,01. Проще говоря, государственных субсидий больше нет, расходы компании серьёзно увеличиваются, поэтому «лишние» расходы решено сократить.

- Как помогать другим странам, так наша страна находит деньги, а когда нужно своих граждан обеспечить общественным транспортом, так нет возможности,- негодует Петр Николаевич из Слезавки. - Электрички  у них убыточны!  А мне теперь что же, с работы увольняться? Только о прибыли все и думают. Когда же о людях кто- нибудь подумает?

- Чего добиваются? - вторит ему жительница Балахонихи.- Хотят, чтобы наши сёла совсем сгинули?

Кстати,  отмена электричек происходит практически по всей стране. И некоторые перевозчики быстро находят самое простое решение проблемы. Например, на сочинском участке  железной дороги тарифы подняты в 3 раза до уровня самоокупаемости. Нечего долго рассуждать, в нашей стране всё и всегда делается за счёт граждан.  Неужели и у нас все эти нововведения закончатся повышением цен на проезд в разы?

За комментариями мы обратились к начальнику пассажирской службы Волго-Вятской пригородной пассажирской компании Л.А. Тихонову. Итак, федеральное правительство отменило субсидирование пригородных электропоездов по всей стране, решив, что теперь этим вопросом должны заниматься региональные власти. Вот только сообщили об этом ни рано - ни поздно, а 30 декабря, когда все бюджеты на следующий год уже свёрстаны.  Что сделала компания-перевозчик? Провела анализ всех направлений движения электричек и сделала вывод, о котором мы уже знаем. Какое ещё должно быть решение, если по результатам анализа только направление Арзамас - Муром приносило 100 миллионов убытков, которые ранее компенсировал федеральный бюджет?

Что ж, а бюджет области готов, внести по-быстрому серьёзные изменения не так просто, ведь речь о больших суммах.

- У всех есть понимание того, что, как бы ни были убыточны те или иные направления, они необходимы людям, - говорит Л.А. Тихонов. - Вместе с правительством Нижегородской области мы пытаемся найти пути решения проблемы. Сразу скажу, что путь повышения стоимости проезда не рассматривается. Печальный опыт есть в других областях, например, в Кировской области, где повысили проезд на 47%. Так пассажиропоток сразу снизился почти в 3 раза. Пока до апреля ждать каких-либо изменений  вряд ли стоит. Всё будет зависеть от состояния бюджета,  и мы, со своей стороны, постараемся саккумулировать средства других направлений и, возможно, как-то перераспределить их.

Радует лишь одно: никто не отмахивается от проблемы и не заявляет категорично: мол, убытки есть убытки, остальное никого не волнует. А потому остаётся надеяться, что областное правительство изыщет средства, и к лету вопрос всё же решится. Тем временем  Приволжская транспортная прокуратура организовала проверку исполнения законодательства о защите прав потребителей - пассажиров поездов пригородного сообщения по маршрутам Нижний Новгород – Металлист, Арзамас – Сергач, Пижма – Шерстки. В рамках проверки будет дана оценка законности изменения движения поездов в пригородном сообщении. При наличии оснований будет решен вопрос о принятии необходимых мер прокурорского реагирования, направленных на защиту прав пассажиров.

 Е.СЕРГЕЕВА.