В общественном транспорте кипят страсти. Люди старшего поколения возмущены заменой единого социального проездного билета талонами.
- Раньше я могла купить единый социальный проездной на месяц за 200 рублей и ездить, сколько заблагорассудится, - жалуется пенсионерка М.Малышева. - Вот я и ездила и в поликлинику, и на рынок, и к детям с внуками. Теперь же, пологике наших областных властей, я должна полмесяца сидеть дома-ровно настолько мне хватит проездных тал о но в, и то при самом экономном их использовании.
Нетрудно догадаться, насколько прибавится работы кондукторам: им придётся спрашивать с пассажира не только талон, но и документ, подтверждающий право льготного проезда, например, пенсионное удостоверение. А ещё отрывать каждый талончик, чтобы отчитаться за провоз пассажиров-льготников. Можно представить себе, что будет твориться в салонах автобусов в часы пик!
Вообще, экономический эффект для пассажирских предприятий от введения талонной системы весьма сомнителен. Даже не будучи специалистом, нетрудно понять, что понадобятся дополнительные расходы для изготовления талонов (ихвобласти необходимое млн.), не говоря уже о сложностях с подсчётами и учетом: АПАПы электронной системой не обеспечены, потребуется дополнительный штат людей или кому-то вменят дополнительные обязанности, а это снова - деньги. Учли ли это обстоятельство областные чиновники? Вряд ли.
Первоначально областные законодатели вообще собирались полностью перекроить действующую систему льгот: выплачивать компенсацию только по факту приобретения единого социального проездного. Проект, предложенный правительством области, был вынесен на обсуждение в экстренном порядке - за 4 дня до заседания и обсужден в первом чтении. Но, видимо, вызвал серьёзное противодействие со стороны наиболее здравомыслящих народно-партийных избранников. Нарушался Федеральный закон: получать льготы (де нежную компенсацию)вне зависимости от того, как люди ею распорядятся.
Свою позицию по этому поводу высказал первый секретарь обкома КПРФ Н.Рябов:
- Законопроект антинародный, на людях старшего поколения попросту решили сэкономить, поэтому фракция КПРФ голосовала «против». Люди заслужили право на льготы своим многолетним трудом, и никто не имеет полномочий отнимать у них это право.
Неизвестно, чем закончились бы дебаты, скорее всего, рано или поздно законопроект так и приняли бы. Ведь прошёл же он в первом чтении, несмотря на то, что был внесён в Законодательное собрание явно «сырым», и депутаты, по их собственному признанию, не успели его тщательно проработать. Но правительство не стало дожидаться, чем кончите я с кандальное обсуждение, и отозвало законопроект. Взамен вышло его постановление.
Компенсационные выплаты гражданам льготных категорий будут сохранены, обещают областные власти. Так ли это?
Вопрос, в каком размере будут получать компенсацию пенсионеры, не имеющие льгот: те же двести рублей? Для остальных льготников, не получающих «транспортной» компенсации, произошло самое обычное подорожание. Предположим (разъяснение по этому вопросу в органы соцзащиты не поступило), ежемесячные дополнительные выплаты ветеранам труда остаются прежними - те же 300 рублей. Но при этом проездной они теперь будут покупать на сто рублей дороже, да ещё и доплачивать за поездки сверх установленного лимита.
Ведь что такое 39 поездок? Для кого-то - вполне достаточное количество, но далеко не для всех. Возьмём сельских пенсионеров. Если у них возникнет необходимость съездить в город - по делам или в гости к внукам - то они автоматически лишаются сразу четырёх талончиков: на проезд до города и обратно, а также минус два талончика на проезд автобусом городского маршрута. Это если предстоит только одна поездка. А если захочется ещё куда-то заехать, что-то в магазинах приобрести, в конце-концов? Поневоле призадумаешься, стоит ли тратить драгоценные талончики. А если кто-то не захочет ограничивать себя в передвижении, то придётся раскошелиться.
Так на сколько же в итоге подорожает проезд для рядового пенсионера? То-то и оно. Как ни крути, у нового постановления правительства только один плюс - возможность использовать проездные талоны на всей территории области. Да только часто ли возникает такая необходимость? Даже если пожилой человек и выберется раз в полгода в областной центр или в соседний район, то не лучше ли оплатить эту поездку из собственного кармана, зато в своём городе и районе передвигаться без ограничений?
Вообще, откуда взялась цифра 39? Даже как-то странно, нечётное число, не укладывающееся в схему «туда-обратно». В народе уже родилась мрачная шутка, что «сороковая поездка - до кладбища»...
Впрочем, в областном департаменте транспорта поясняют: цифра взята не с потолка, а является результатом серьезной исследовательской работы. Мол, в 2010 году (взяли бы еще результаты 1990 г.) было проведено исследование пассажиропотока,
результаты которого выявили именно такое усредненное число поездок в месяц на одного льготника.
Интересно, кто это так здорово подсчитал? И как проводятся подобные подсчёты? Да точно так же, как и расчёт средней заработной платы или пенсии - всё та же «средняя температура по больнице». Если верить официальной статистике, то средний размер пенсий по области - 8 тысяч рублей, а средний размер заработной платы - 15 тысяч. Вот только у самих пенсионеров и работающих граждан арифметика несколько иная. И «лишние» сто рублей для большинства пенсионеров совсем не лишние. Также, как для родителей школьников совсем не лишние те 360 рублей, которые отныне придётся ежемесячно выкладывать за проездной для своего чада.
Переход на талонную систему - промежуточный этап на пути к электронному проездному, который в недалёком будущем планируется ввести не только на территории Нижегородской области, но и в России. Правительство объясняет это необходимостью соответствовать евростандартам. Но если следовать подобной логике, то соответствовать нужно во всём, в том числе и в уровне доходов - чего о наших пенсионерах в сравнении с западными ну никак не скажешь...