13.02.2015 | Горячая тема

Возмущенные жители Балахонихи на днях позвонили в редакцию: - Из Арзамаса до Балахонихи пустили электровоз из трех вагонов, но только для железнодорожников. Людей, которые хотят на электровозе добраться до Арзамаса, из вагонов беспощадно выгоняют, хотя они полупустые. Интересно, это для РЖД рентабельно – гонять полупустые вагоны?

Вопрос так и остался риторическим, потому что буквально на следующий день после звонка из Балахонихи, а именно 4 февраля, страну облетела радостная весть: движение пригородных электричек будет восстановлено.

Напомним, в январе ОАО «РЖД» заявило о сокращении размера пригородных пассажирских перевозок из-за низкой рентабельности и отсутствия компенсаций со стороны регионов. В Нижегородской области были отменены поезда между Нижним Новгородом и Арзамасом, Сергачом, Павлово и на ряде других направлений. Это повергло жителейсел и деревень, куда ни на чем, кроме пригородных поездов, невозможно добраться, в состояние ступора.

Сколько бы продолжалось подобное безумие, неизвестно. Если бы не прямое вмешательство в ситуацию президента страны. В.Путин потребовал вернуть пригородные поезда, отмененные РЖД. Вот как дословно, по сообщению «Интерфакса», он пожурил чиновников правительства:  «Вы что, с ума сошли что ли? Это несерьезный подход, это же касается тысяч людей». На совещании с правительством президент России заявил, что сначала нужно восстановить движение электропоездов, не дожидаясь формальных решений, а уже потом подумать о поиске дополнительных средств. «Правительство чем занималось, когда вводило соответствующие нормативы, когда поддержало изменение взаимоотношений между регионами и РЖД?», - возмутился глава государства.

На этот вопрос мог бы ответить глава правительства Д. Медведев, как и на другой: сошло оно с ума или нет? Но он предпочел промолчать. Между тем Счетная палата РФ опубликовала итоги проверки обоснованности финансовых потерь, понесенных ОАО «РЖД» при осуществлении пригородных пассажирских перевозок. Выяснилось, что РЖД вместе с регионами не разработали эффективных мер по сокращению убыточности пригородных пассажирских компаний, акционерами которых являются РЖД и субъекты РФ. Хотя в 2012 – первом полугодии 2014 года ОАО «РЖД» получило 58 млрд федеральных субсидий на компенсацию расходов на пригородные пассажирские перевозки. В этот же период компания отменила 894 электрички из-за того, что регионы не полностью компенсировали потери РЖД.

Так или иначе, но реакция на «разнос» президента произошла молниеносно: уже на следующий день после его заявления на совещании с правительством руководитель пресс-службы Горьковской железной дороги Л.Тодуа заверил, что электропоезда до Арзамаса, Сергача и ряда других населенных пунктов, отмененные в Нижегородской области, будут возвращены в ближайшие дни. Неужели «ручное» управление президента в России необходимо, как в стародавние времена, когда ждали «барина», который «приедет и рассудит»?

М. ВЛАСЕНКО.