То, что их лепили, явно даже не заглядывая в ГОСТы, – по-моему, очевидно. На мой взгляд – это явное неуважение к нам, водителям, причем за наши же деньги. Автомобили с малым дорожным просветом просто могут «повиснуть» на наших искусственных неровностях. Но даже и те, чьи машины имеют высокий клиренс, c трудом преодолевают созданные бугры. Из-за этого, например, на ул. Мира теперь образовываются пробки.
По своей работе я часто езжу в разные города. В Москве, Тольятти, Н. Новгороде «лежачих полицейских» не видел вообще. В Арзамасе же, например, на улицах Парковой и Жуковского их навтыкали через каждые 100 метров. В Сарове лежачие полицейские в три раза ниже и в пять раз шире, что дает возможность плавно проехать их. И все – покрашены, как положено, в шахматном порядке. У нас же о покраске речи вообще, видимо, не шло, когда умельцы сооружали эти искусственные неровности. Ночью, если не знаешь города, подвеску можно запросто оставить на таком «полицейском», поскольку в темноте их просто не видно. Или еще один пример: «лежачий» у медсанчасти. Он невысок, но сделан, как ступенька. Преодолевать его приходится очень тихо, накатом. Получается, мы платим огромные деньги, чтобы дороги становились комфортными, а вместо этого авто свои убиваем.
Кто-то скажет, что сделано все это для безопасности пешеходов. Не спорю. Но скорость транспорта вполне можно ограничивать до 20-40 км/ч, не создавая при этом никому угрозы. У нас же преодоление искусственных неровностей требует почти полной остановки машины.
Вместе с тем, с 2008 года действует ГОСТ Р 52605-2006, который устанавливает вполне чёткие требования к искусственным дорожным неровностям (ИН). В нем четко прописано: не допускается установка ИН на федеральных трассах, остановках общественного транспорта и соседних с ними полосах; на мостах и под ними, путепроводах, эстакадах, тоннелях, а также перед переездами; на участке с ИН обязательно должно работать искусственное освещение в тёмное время суток, обеспечивающее освещённость не менее 10 люкс; для информирования водителей участки дорог с ИН должны быть оборудованы техническими средствами организации дорожного движения: дорожными знаками заблаговременно и возле самого лежачего, а также разметкой.
Предельные технические характеристики искусственных неровностей также определены в ГОСТе. Для асфальтобетонных ИН высота – не более 7 сантиметров, длина – не менее 5 метров (при этом скорость на знаке должна быть 20 км/ч, иначе – ещё больше), длина горизонтального участка – не менее 2 метров, а наклонных – не менее 1,5 метров с каждой стороны (опять же для скорости 20 км/ч). Для резинометаллической ИН высота – не более 6 сантиметров, длина – не менее 0,5 метра для скорости 30 км/ч. Арзамасские устроители дорог, видимо, всего этого не знали и знать особо не хотят. И так сойдет!
Юристы на просторах Интернета советуют: в случае нарушений любого из пунктов ГОСТа вы вправе требовать приведения «лежачего полицейского» в нормативное состояние или полного демонтажа ИН и выравнивания покрытия. Необходимо обращаться в местные ГИБДД и администрацию, а в случае их бездействия по истечении законного срока – в прокуратуру. Может быть, стоит объединиться и воспользоваться этим советом?
АНДРЕЙ РУЗАНОВ