08.03.2021 | Горячая тема

Страхование жизни и имущества – дело неплохое. Вместе с тем делать его добровольно-принудительным, используя гигантскую сеть «Почты России» – более 40 тысяч отделений, – мягко говоря, некорректно.

«Хочу поделиться неприятным случаем на почте, – пишет в соцсети одна из арзамасских пользовательниц. – Так случилось, что нужно было принять посылку с оплатой наложенным платежом. Ввиду очереди я максимально быстро всё заполнила, оплатила и ушла. А оказалось, что в чеке у меня сюрприз! «Мною» был куплен некий страховой полис!  

По телефону работница почты мне пояснила, что полис действительно оформлен, я могу прийти и забрать его. И я сходила. Никаких извинений. Я ее спрашиваю: «Вы понимаете, что это незаконно?». А она улыбается в ответ и говорит: «Это обычная практика, мы всем оформляем». То есть для оформления денежного перевода ей в руки попал мой паспорт, и она воспользовалась им по своему усмотрению, передала мои данные (и мои деньги) третьему лицу – страховой компании и заключила от моего имени договор. О взимании страхового взноса она умолчала, просто приплюсовав к комиссии за перевод. Ни единого слова или намека об этом не было. Все сделано втихаря! 

Сам полис оказался безымянным, в тексте ссылаются на данные в чеке, подпись страховщика тоже неживая, печатная. Но что, вы думаете, оказалось предметом страхования? Нет, это даже не мой денежный перевод. Некое жилое помещение, а какое именно, непонятно, моего адреса в чеке нет. 

И такое объегоривание у почты с 2017 года, в группе риска также те, кто оплачивает ЖКУ через них. Рассчитано на то, что сумма взноса небольшая, многие не заметят и не станут проверять, за что с них взяты деньги». 

Мы решили разобраться в ситуации и выяснили, что, оказывается, история со страхованием не нова. Еще весной 2016 года ФГУП «Почта России» совместно с ООО СК «ВТБ Страхование» запустило в своих отделениях услугу страхования имущества при приеме коммунальных платежей и страхования от несчастных случаев при осуществлении денежных переводов. По официальной информации на сайте «Почты России», клиенту обязаны выдать в подтверж дение страховой полис и чек. Но, по всей видимости, сотрудники почты не особо утруждали себя разъяснениями клиентам о добровольном страховании, поэтому случаи жалоб от населения о незаконном, по их мнению, страховании стало предметом проверки Почты России Общероссийским народным фронтом (ОНФ). 

По мнению экспертов ОНФ, большинство граждан даже не заметят лишние 45 рублей в чеке, а если и заметят позже, то из-за небольшой суммы не станут добиваться справедливости. Поэтому общая сумма прибыли от таких «добровольных взносов», получаемой «Почтой России» совместно со страховщиком, может оказаться значительной, уверены общественники. Если предположить, что каждое почтовое отделение хотя бы раз в день включает одному из клиентов в чек 45 рублей, то с учетом количества отделений и числа рабочих дней годовой объем собранных таким образом страховых премий составит 467 миллионов рублей. 

Кроме того, в почтовых отделениях, где по умолчанию включают в чек услуги страхования имущества и операторы не сообщают никаких подробностей, страхование происходит без осмотра имущества клиентов, без объяснения условий страховой защиты и, самое главное, без выяснения, согласен клиент застраховаться или нет. Очевидно, что если граждане даже не подозревают о заключении ими договора страхования, то при наступлении страхового случая они не смогут получить возмещение убытков, несмотря на оплаченный страховой полис. 

А что говорит по этому поводу буква закона?

Согласно положениям статьи 16 ФЗ «О защите прав потребителей» в России запрещено связывать оказание одних услуг с обязательным приобретением других услуг. В случае нарушения права потребителя на свободный выбор причиненные ему убытки должны возмещаться в полном объеме. 

А в п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» говорится, что навязывание дополнительных услуг, таких как страхование почтового отправления, является незаконным. 

«Не могли мы не обратиться и к руководству Арзамасского почтамта. И вот что услышали в ответ. 

Страхование происходит на добровольных началах, то есть операторы, прежде чем заключить договор, рассказывают о нем клиенту. Страховое возмещение в случае пожара и прочего составляет 100 тысяч, и это всего за 45 рублей. И случаев выплат уже было немало.

Так или иначе, но в любом случае человек может обратиться в страховую компанию и расторгнуть договор. Поэтому будьте внимательны, когда оплачиваете на почте какую-либо услугу».


И. ЮРЬЕВА