Лапти – один из самых древних видов обуви. Без них невозможно представить жизнь русского народа, русской деревни вплоть до начала XX века. Название «лапоть» происходит от праславянского lapъtь в значении «нога». Первое письменное упоминание о лаптях относится к Х веку и встречается в «Повести временных лет», хотя костяные кочедыки, крючки для плетения лаптей, археологи находят даже на неолитических стоянках.
В Арзамасском уезде промысла плетения лаптей как такового не было, поскольку здесь были развиты другие приносившие наибольший доход производства: кожевенное, войлочное, кузнечное. И для нужд своей семьи местные крестьяне изготавливали лапти самостоятельно. Популярности лаптей способствовали бедность сельского населения, а также легкость, удобство и доступность этой обуви. Большое количество лесов в арзамасской округе, а, следовательно, дешевизна сырого материала (лыка) и возможность собственной его выработки позволяли крестьянам полностью обеспечивать себя лаптями. Конечно, в каждой деревне были мастера по изготовлению лаптей, но заработок их был крайне мал – около 7-8 рублей в год, исходя из стоимости пары лаптей в 3 копейки. Недаром на Руси была распространена поговорка: «Лапти плесть – один раз в день есть».
Плели лапти в Арзамасском уезде на мордовский манер (ведь именно мордва изначально заселяла местные земли). Для них характерно своеобразное косое плетение, головка трапециевидной формы с украшением из перевитого лыка и низкие борта, а на месте пятки – своеобразная заплетка под названием «хвост», который заправлялся под онучи. Все они были удобны, более приспособлены к местному климату и носились на любую ногу. Последнее обстоятельство, видимо, и обусловило широкое распространение у русского населения лаптей местных народов. При износе одного лаптя не нужно было выбрасывать другой, еще годный к употреблению.
Интерес представляет способ закрепления лаптей на ноге с помощью оборок (обор) – лычных или сплетенных из шерстяной пряжи веревочек разной длины. Русские завязывали оборы, как правило, на высоте щиколоток, но в ряде селений Арзамасского уезда, где крестьяне жили по соседству с мордвой, оборы завязывали у колен.
В коллекции лаптей Арзамасского историко-художественного музея есть несколько уникальных образцов. Одна пара выделяется смешанным способом плетения – подошва косого, а носок – прямого плетения. Лапти такого типа встречались у русских в Нижегородской, Вятской, Пермской, Казанской и других губерниях. Несколько пар имеют маленький носок и низкие борта. Такая конструкция характерна для лаптей чувашских, марийских или татарских народов. Это связано с особенностями местности, где много болот, и промокшая обувь должна быстро высыхать.
Еще один редкий экспонат – ступни – плетеная обувь наподобие галош с высокими бортами, которые носили без обор. Ступни надевали преимущественно весной и осенью для работы по хозяйству, чтобы не тратить время на обувание лаптей, и стояли они у входа в избу, у порога.
Есть в коллекции и лапти в виде высоких плетеных сапог, хотя для Арзамасского уезда такая форма не характерна. Известно, что высокие плетеные сапоги предпочитали в отдельных селениях Саранского и Лукояновского уездов, и у нас подобная обувь появилась, вероятно, в результате миграции населения. Музейный экспонат – родом из села Морозовка, в округе которого много больших и маленьких озер, почва влажная, и в дождливую погоду здесь очень грязно. И высокие сапоги здесь были практичнее, чем низкие лапти.
Праздничные лапти, особенно женские, отличались тем, что их плели более тщательно, из более мелких лык, украшали «бортиками» – верхняя часть окантовывалась цветным лыком. Иногда цветные лычки вплетали в носок лаптя для его украшения. В музейной коллекции праздничная пара женских лаптей по форме похожа на современные туфли с каблучками, и у них нет проушин для обор. Еще один коллекционный образец праздничного лаптя сплетен из соломы (рогозы). Здесь представлено плетение мелкое узорчатое, более аккуратное, с вплетенными покрашенными в разные цвета полосками.
В начале ХХ века во многих уездах Нижегородской губернии лапотный промысел начал заметно сокращаться, но только не в арзамасских деревнях. И даже в 1930 годы жители сел Вторусское, Замятино, Чернуха, Ломовка, Семеново, Саблуково, Пологовка, Мотовилово и других в большинстве своем обувались в лапти, о чем свидетельствуют фотографии краеведа, сельского партийного работника Сергея Степановича Садова. Вот как сильна была привычка носить во время тяжелой крестьянской работы обувь знакомую, удобную и легкую.
А может быть, лапти так надолго задержались в Арзамасском уезде благодаря старообрядцам, которых здесь проживало довольного много. Ведь они придерживались традиций и уставов практически во всем: в богослужении, в жизненных устоях, во внешнем виде. Лапти были для них традиционной обувью, которую им не хотелось менять ни на какую другую.
Традиция плетения лаптей сохранилась в Арзамасском районе и в наши дни. Так, бережно хранят ее мастера села Наумовка, в окрестностях которого еще сохранились непроходимые леса, где растет липа – лучший материал для лаптей.
М. ФЕДОРОВА, научный сотрудник Арзамасского историко-художественного музея.