Вице-спикер Госдумы Петр Толстой призвал отменить единый государственный экзамен и вернуться к традиционной системе обучения. По его словам, ЕГЭ деформировал рынок труда.
Миф, да и только
- Много разговаривал с учителями и родителями, никто слова хорошего не говорит о ЕГЭ, - сообщил Петр Толстой. - Все, что нам обещали инициаторы этого нововведения, оказалось пшиком. Тестовая система привела к тому, что старшеклассников два-три года натаскивают с заполнением машиночитаемых текстов, чтобы они правильно проставили крестики, а предметам, которым должны учить, не учат. Учителей замордовали дурацкими рейтингами и высосанными из пальца KPI (ключевыми показателями эффективности).
Заявление о том, что благодаря ЕГЭ у выпускников из отдаленных регионов России есть реальный шанс поступить в ведущие вузы страны, Толстой считает мифом.
- По поводу того, что с помощью ЕГЭ дети из провинции могут поступить в вуз, – это неправда, миф. Чтобы ребенок поступил, нужен репетитор, который работает в соответствующем институте. В советское время студентов было в четыре раза меньше, а качество образования было в четыре раза выше, – напомнил вице-спикер Госдумы.
После внедрения системы ЕГЭ образование пытаются перевести в формат коммерческих услуг, что, по мнению парламентария, совершенно недопустимо.
- Во многих «передовых» школах сегодня есть не только обязательные, но и платные занятия. Родителям говорят: ваш ребенок не успевает по русскому языку, давайте вы возьмете дополнительные занятия – за денежки. И это уже не бесплатное образование, - отметил депутат. Учителя за это получают премии, школа получает рейтинг. И главное – социализации ребенка не происходит. Учителя уже замордованы системой так, что они уже не помнят, в чем их предназначение.
…А британцы учатся по Розенталю
Толстой приводит в пример российскую систему образования, существовавшую на протяжении нескольких сотен лет. Такое обучение приносило ощутимый результат, а знания проверялись с помощью письменных и устных экзаменов. Петр Толстой настаивает на том, что современное обучение должно вернуться к этой практике.
Ну, и в чем он не прав? Президент США Кеннеди после полета Гагарина в космос сказал, что русские первыми полетели в космос со школьной парты. Эта фраза известна всем, и говорит она лишь об одном: советская система образования была лучшей в мире. Кстати, в некоторых государствах, например в Англии, начали перенимать советский опыт в середине 1980 годов, когда после падения железного занавеса обнаружилось безусловное преимущество советской системы над западной. Британские дети теперь учатся по гениальным учебникам Ландау, Розенталя и Колмогорова.
А что произошло у нас? С развалом СССР мы так хотели слиться с западной идеологией, так называемыми свободами, что положили на кон все лучшее, что было в советскую эпоху, а главное - систему образования. По моему мнению, это преступление, диверсия - как хотите называйте. Ведь, разрушив наше образование, мы в итоге получили толпы невежд и даже откровенных дебилов, не способных мыслить. Советская система образования не просто давала детям знания по разным предметам, она учила анализировать, мыслить, сопоставлять события и делать выводы. Все это принесли в жертву в угоду Западу. И начались «великие» реформы в образовании.
Сначала появились разные учебники по одному предмету непонятных авторов, которые разрабатывали свои системы и методы образования, отличные от советских. Если помните, это было модно, но не эффективно.
ЕГЭ появился в России в рамках очередной реформы образования в нулевые годы. Вначале речь шла об эксперименте в отдельных регионах, но со временем ЕГЭ стал обязательным для всех.
Тема для серьезного обсуждения
Между тем многие россияне изначально выступали и сейчас выступают за отмену ЕГЭ. В частности, родители возмущаются тем фактом, что появились тесты вместо того, чтобы развернуто, вдумчиво, а не методом угадывания отвечать правильно на конкретные вопросы.
Вряд ли разумно оставлять возможность «догадок» там, где нужно демонстрировать знания. На дворе 2024 год, и хотя ЕГЭ обязателен до сих пор, как говорится, пора бы и привыкнуть, но большинство людей выступает за его отмену. Согласно социологическим опросам, 76% родителей выпускников против ЕГЭ, и, по моему разумению, это правильно.
Возможно, мнение простого человека не так интересно, но оно совпадает и с мнениями специалистов и известных людей. Вот что говорит, например, журналист Маргарита Симоньян: «Россияне явно поддержат идею отменить ЕГЭ. Потому что ЕГЭ - это стресс для детей, это дополнительные расходы на репетиторов, без чего в современности многим не обойтись.
Так что предложение Петра Толстого - это серьезная тема для обсуждения на высшем уровне». Она считает, что ЕГЭ в России - это негативный пример «реформы образования». Впрочем, так считают большинство, как уже говорилось ранее. Для россиян просто непонятно, зачем нужно было отказываться от традиционной системы в пользу ЕГЭ.
Очень хочется надеяться, что инициатива Петра Толстого, с которой он выступает много лет, осуществится. И наши дети вновь станут образованными, а учителя вспомнят свое прямое предназначение – обучение и воспитание, а не коммерческая деятельность репетитора.
Все те, кто обучался в советское время и в начале постсоветского периода, думаю, согласятся со мной.
В. НАУМЕНКО.