05.10.2024 | Православие

210 лет назад, в 1814 году, началось строительство жемчужины и гордости Арзамаса – кафедрального собора во Славу Воскресения Христова. Об этом, кажется, знают все. Но, глядя на величественный храм, многое даже не задумываются, что он стал четвертой церковью, выстроенной на этом месте.

Храм Ивана Грозного

1552 год. Молодой 22-летний царь Иван Васильевич Грозный совершает свой Третий поход на Казань. Царь идет во главе 150-тысячного войска. И, достигнув слияния рек Теши и Акши, на холме повелевает поставить крепость, как одно из звеньев в черте, защищавшей пределы Московского государства. Собственно говоря, более полутора века Арзамас и выполнял функции пограничной крепости, надежно прикрывая юго-восточные рубежи Руси. Эта история вроде бы тоже хорошо известна. Но, опять-таки, не все знают, что, поставив здесь крепость, Иван Грозный возвел в ней и первую, деревянную, церковь.

Предполагают, что посвящена она была Архангелу Михаилу – покровителю русского воинства. Это вполне логично, поскольку царь шел на войну. Это же утверждает и хранившееся в Арзамасе предание. Тем более что один из приделов собора до сих пор освящен в честь Архангела Михаила. Однако еще до революции любители старины сомневались, так ли это было на самом деле. Вот что писал наш самый известный краевед Николай Михайлович Щегольков в 1911 году: «Если же принять во внимание, что в соборе доселе сохранилась икона Воскресения Христова, которую всеобщее предание называет даром царя Иоанна Васильевича Грозного, а в соборных документах она именуется «Государево данье» (от слова «давать», «дарить» - прим. авт.), то вероятнее будет полагать, что первый Арзамасский храм Божий был посвящен Воскресению Христову. Тем более вероятно, что сам Царь указал и место для этого храма, а если вспомним, как в древней Руси в один день строились обыденные церкви, то можно допустить, что в присутствии царя и положено основание храму».

Обыденные церкви - православные храмы, которые строились за один день: «об един день». Такая традиция была распространена. Как правило, возводили их по дававшемуся обету, в данном случае, видимо, связанному с предстоящей битвой за Казань. Строительные работы могли начаться в ночь на новый день, но закончиться должны были до захода солнца. Как правило, срубы таких церквей заготавливались заранее.  Ввиду сжатых сроков строительства были эти храмы простейших конструкций и обычно стояли не больше 40-50 лет.

Вот такую церковь на указанном им самим месте, надо полагать, по данному обету и возвел в Арзамасе Иван Грозный одновременно со строительством крепости. Правда, простояла она не 40-50 лет, а почти 100. Предположительно, первая арзамасская церковь сгорела около1643 года в одном из пожаров, которые тогда не щадили деревянный город. «В 1640 годах Арзамас страдал от опустошительных пожаров, из которых жертвою одного сделался Воскресенский собор… Но благодаря тому, что все постройки были тогда деревянные, а окрестности Арзамаса были покрыты прекрасными лесами, город вскоре обстраивался заново и с течением времени становился все больше и лучше», - констатирует Н.М. Щегольков.

 

Арзамас-Водоватово-Костылиха

Итак, предположительно, в 1652 году на месте сгоревшей деревянной церкви Ивана Грозного арзамасцы выстраивают новый дубовый трехпрестольный собор. Этот храм стоит в Арзамасе почти 90 лет. Но в один прекрасный день горожане решают заменить его на каменный.

«В 1742 году в Арзамасе было уже более 20 храмов, большая часть которых были каменные, и тогдашние арзамасцы, уже известные своей любовью к благолепию церковному, конечно, сознавали, что старый деревянный собор не соответствует их городу, украшенному множеством церквей и монастырей, и заменили его каменным», - пишет об этом краевед.

А что же стало с дубовым собором XVII века? Удивительно, но он сохранился да нашего времени. Когда арзамасцы решили строить каменный собор, старый они продали водоватовцам. Эта церковь простояла в Водоватове до 1800 года. Когда же зажиточные жители Водоватова тоже решили выстроить в своем селе каменный храм, то, уже в свою очередь, продали дубовый бывший собор Арзамаса в Костылиху, где он находится и по сей день. Конечно, при «переезде» что-то пришлось заменить, подделать, но собор оставался богатым, с золоченым иконостасом, дорогими иконами, и был очень почитаем среди местных жителей. 

В советский период и после собор долго оставался недействующим. И когда стали возрождать Сафрониеву пустынь, его богатый иконостас перевезли туда, в церковь, которая, к сожалению, вскоре сгорела вместе с ним. Собор же в Костылихе стал постепенно рушиться: провалилась крыша, покосились стены и т.д. Дубовый же пристрой вообще был разобран на бревна для топки, хотя еще в советское время храм был признан памятником архитектуры федерального значения. В 2003 году Москвой были выделены деньги на восстановление его по программе реставрации памятников древнего зодчества. Но прошедшая реставрация, мягко говоря, оказалась неудачной. Сегодня возрождением древнего храма занимается Нижегородская епархия.

 

Благолепен, но не фундаментален

Выстроенный же в дни Петра I в Арзамасе новый каменный собор располагался между нынешним и зимней церковью, т.е. чуть в другом месте. Был довольно высок и в плане представлял собою вытянутый четырехугольник. При этом был неказист.

Вот как описывает его Н.М.Щегольков: «Наружный вид его был очень прост: стены гладкие, без всяких украшений. По описанию же он был пятиглавый, купол был покрыт белым железом, а главы белой жестью, жестью же были обиты и деревянные кресты. Крыша сначала была тесовая, но потом заменена железною. Окон с железными решетками в храме было 11, а в куполе без решеток 8. Дверей было трое: западные деревянные, а по бокам железные, все наполовину со стеклами. Пол в алтаре и посредине храма, во всю длину, был чугунный, а по сторонам деревянный. Иконостас был высокий пятиярусный с иконами в 2 и 3 аршина вышины. Икон, как и в иконостасе, так и на столпах, было много».

При этом, когда говорят, что, мол, раньше вот умели строить, его история весьма показательна. «Храм этот в свое время был довольно благолепен, но, должно полагать, построен он был очень нефундаментально, потому что через 70 лет пришел уже в ветхость, и богослужение в нем не совершалось», - утверждает Н.М. Щегольков. Это заставило арзамасское общество задуматься о строительстве нового, четвертого, собора на месте пришедшего в негодность храма. Тем более и повод подвернулся весьма и весьма значительный – завершилась война с Наполеоном.

 

Создать новый великолепный!

Как все знают, нынешний собор построен «в благодарность Господу Богу за победу Державы Российской… и избавление Церкви и Отчизны от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков».

В феврале 1814 года состоялось историческое общее всесословное собрание жителей города, на котором порешили: «Города Арзамаса Благородное сословие и знаменитые граждане, имея ревностное желание соборный холодный храм во имя Воскресения Господа Нашего Иисуса Христа с приделом великомученика Иоанна Воина, за ветхостью его таковою, что хотя оный и неоднократно поправляем был, но не перестает и ныне угрожать отваливающеюся от сводов известью и отрывающимися некоторыми кирпичами причинить вред здоровью бывающих в нем, разобрать и вместо него по избранному и удостоенному от всех одобрения засвидетельствованному С.-Петербургскою Императорскою Академию Художеств плану создать новый великолепный».

За благословением на строительство к Нижегородскому архиерею отправили соборного протоиерея Стефана Пименова и старосту Василия Ивановича Подсосова.  Преосвященный Моисей, рассмотрев план будущего храма, пришел в восхищение. «Храм великолепный и прекрасный! По приложенному при сем плану и фасаду начать строительство благословляем, на что и выдать храмозданную грамоту», - накладывает он свою резолюцию 18 февраля 1814 года.  

Когда именно и при каких обстоятельствах была произведена закладка нового собора – этого история для нас не сохранила. Известно лишь, что первый камень в основание собора положил тогдашний настоятель его протоиерей Стефан Пименов. 

Ну, а дальше начинается уже известная всем арзамасцам история. Храм строился на народные деньги. Для этого на Соборной площади города был установлен ящик для пожертвований. Каждый житель Арзамаса считал своим долгом внести посильный вклад в общее дело. Строительство нового собора продолжалось 28 лет. На здание ушло 5,5 млн штук кирпича, 1000 кубических метров бутового камня для фундамента и 164 тонны железа. Нынешний, четвертый, собор имеет в высоту 47 метров, а в плане - 64 х 64 метра.

Новый собор строили чуть в стороне от прежнего, где до того времени были расположены небольшие домики небогатых обывателей, купленные при этом на слом. Одновременно со строительством нового храма разбирался старый, причем старые материалы немедленно употреблялись на возведение нового здания. Конечно, их не хватало, и кирпич изготавливали дополнительно. Около Тихвинского кладбища были специально для этого построены кирпичные заводы, которые даже в 1860 годах назывались соборными. Избранный городским обществом строитель собора, Василий Иванович Скоблин скупал на слом старые деревянные постройки и употреблял их на обжигание кирпичей.

Иконостас же и все иконы старого собора продали в Успенскую церковь села Степанова. Иконостас этот, кстати, весьма изысканный и роскошный, тоже сохранился. Он был большим по размеру и в Степановскйю церковь не входил. Но обрезать его не стали: часть иконостаса с правой и с левой сторон пустили по станам. Сегодня в Успенской церкви Степанова ведется капитальная реставрация.  

Но вернемся к арзамасскому собору. 15 (26 по старому стилю – прим. авт.) сентября 1840 года состоялось освящение главного престола собора. Об этом знаменательном событии Н.М.Щегольков восторженно пишет: «На освящении собралось очень много сельского духовенства, прибывшего без приглашения. Это не понравилось архиерею, и он распорядился, чтобы участвовали при освящении только приглашенные, остальные принуждены были разоблачиться. День был облачный, солнце часто скрывалось за облаками. Дул легкий северный ветер. Стечение народа было необычайное, более чем при освящении приделов. Думали сосчитать число богомольцев по числу свечных огарков, собранных после освящения. Насчитали 12 000. Собор был полон: даже на хорах стоял народ. Многие стояли снаружи, около собора. Освящение совершал Иоанн Епископ Нижегородский и Арзамасский, в сослужении с архимандритами Иннокентием Нижегородским, Печерским и Александром Арзамасским, Спасским, с нижегородскими протоиереем и ключарем и избранными арзамасским духовенством. Так совершилось величайшее торжество города Арзамаса, освящение его собора… Другого подобного торжества в Арзамасе, вероятно, уже не будет!..» 

Николай ЖИДКОВ.