Арзамасский Спасо-Преображенский мужской монастырь предположительно был основан около 1555, по другим сведениям – около 1556 года. К сожалению, точной даты основания старейшего из арзамасских монастырей пока не найдено. Церковный исследователь - нижегородец митрополит Московский Макарий в издании «Нижегородский летописец» предполагает, что основание монастыря было положено все-таки в 1556 году.
Первый исторический документ, который удалось найти, относится к 1585 году. В нем сообщается: «Лета 1585 года июня в 6 день, по государеву царя и великого князя Федора Ивановича (сына Ивана IV Грозного – ред.) и всея Руси наказу арзамасские писцы Игнатий Зубов, да подьячие Безсон Пахирев, да Рахманин Воронов дали выписи на... меры Преображенского Спасского монастыря, что в городе на посаде за острогом».
В 1585 году на российском троне - очень набожный сын Ивана IV Грозного, Федор Иванович, который много внимания уделял развитию монастырей. Поэтому Арзамасский Спасский монастырь пользовался благоволением государя, тем более что город Арзамас еще при жизни Ивана Грозного, в 1578 году, был подарен отцом ему в удел. Монастырь находился рядом с крупным по тем временам городом, посад которого был уже тесен, и крестьяне селились в пригородных деревнях.
Первый храм обители - Спасо-Преображенский собор - холодная церковь. В 1585 году к нему была добавлена теплая церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Город Арзамас в то время имел уже свой кремль-острог. Обитель насчитывала 16 келий и 20 монахов.
Монастырь имел значительные земельные угодья. Он был построен из дерева, в том числе и колокольня, на которой находились «девять колоколов и часы боевые». Башенные часы - довольно сложный и редкий для того времени механизм, поэтому только богатый монастырь мог позволить себе украсить и благоустроить свою деревянную колокольню звучащими часами.
С течением времени Арзамасский Спасский монастырь развивался и богател. Строились новые храмы и хозяйственные здания. Обветшавшие деревянные постройки разбирались, и на их месте возводились новые, уже каменные, сооружения.
Древнейшим и самым первым каменным храмом в Арзамасе был собор в честь Преображения Господня Спасского монастыря, сохранившийся до сего времени. К постройке его приступили в 1638 году при игумене Ионе. Вторая церковь была освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы. С самого начала она строилась как теплая. Для отопления в подклети и самой церкви были устроены печи. Третья церковь над Святыми вратами во имя святого великомученика Георгия была построена в 1684-1685 годах. На планах 1845 года около Георгиевской церкви в правом крыле здания располагалось духовное училище, а в левом - братские кельи.
Колокольня, относящаяся ко второй половине XVII века, представляла собой высокий восьмигранный столп, увенчанный шатровым завершением и маленькой луковичной главкой. В описи 1810 года говорится о наличии 10 колоколов (масса большого 1580 кг, а масса самого маленького 25 кг).
В монастыре находилась особо чтимая Казанская икона Божией Матери, прославившаяся 2 июня 1739 года спасением братии от гибели во время сильной грозы, когда при чтении акафиста Богоматери ударом молнии были разбиты большая глава и свод соборного храма, опалены столбы у местных икон и зажжен пол у южных дверей.
К началу XX века Спасо-Преображенский монастырь существовал, как общежительный III класса. При монастыре находился приют. В 1927 году Спасо-Преображенский мужской монастырь был закрыт. После закрытия в нем располагалась швейная фабрика, затем филиал Государственного архива Нижегородской области.
В архивной описи, датированной 1662 годом, сообщаются интересные факты. Например, о названии ворот монастыря: одни, Святые, на западной стороне, и вторые - Водяные, устроенные в южной стене. Для монастырского хозяйства характерно, чтобы на территорию обители было два, а то и три входа. Самые главные - парадные ворота - обычно были пешеходными и служили для торжественных случаев. А остальные были предназначены для хозяйственных нужд, подвоза дров, сена, воды и т. д. В данном случае вторые ворота Спасского монастыря были обращены к озеру и служили для подвоза воды, о чем и сообщается в древней описи, а потому и назывались Водяными. Документ не сообщает о колодце на территории монастыря, следовательно, чистую воду брали из Спасского Святого озера не только для хозяйственных нужд, но и для питья и приготовления пищи.
В этом документе также сообщается о местоположении слободки Ореховки. Известно, что слободка Ореховка находилась поблизости за восточной стеной монастыря, на том же, что и территория монастыря, южном берегу высокого плато. Остается предположить, что речка Шамка, которая протекает ныне в полукилометре к югу, имела свое русло ближе к подножию этого плато, и слободка Ореховка располагалась рядом.
Упоминается также о существовании небольшой пустынки, которая в описи называется монастырем. По этим данным можно предположить ее местонахождение. В настоящее время недалеко от Арзамаса в северном направлении за селом Чернуха и деревней Пошатово находится деревня Пустынь в окружении чистых и полноводных озер. Так вот на берегу одного из них, Великого озера, располагалась территория небольшого монастыря-пустыни, приписанного к Спасскому монастырю с церковью во имя Успения Пресвятой Богородицы. Очевидно, что здесь жили монахи-рыбаки Спасской обители, которые и ловили рыбу в близлежащих озерах.
К сожалению, история не сохранила нам имен самых первых монахов и игумена монастыря, однако можно сделать предположение, что, возможно, зачинателями этого святого дела были подвижники из Троице-Сергиева монастыря города Сергиева Посада под Москвой. Утверждать так позволяют те обстоятельства, что, во-первых, общеизвестна огромная миссионерская работа Троице-Сергиева монастыря по основанию многих новых пустынь и небольших монастырей, которые потом превращались в крупные религиозные образования. Основанный еще в XIV веке Сергием Радонежским, став впоследствии одним из первых на Руси, монастырь рассылал своих послушников-монахов во вновь открываемые монастыри, дабы послужить в деле распространения христианства по Русской земле. Эти же монахи и крестили водосвятием в ближайших озерах язычников в христианскую веру. Во-вторых, в Арзамасе, по свидетельству исторических документов, были некоторые землевладения, принадлежавшие Троице-Сергиеву монастырю.
Вместе с тем в культуре Арзамаса, в его внешнем облике, конструктивных элементах, особенно культовых зданий, в названии храмов, а также в именах святых, в честь которых освящены престолы храмов, прослеживается четкая связь города с высочайшей культурой Великого Новгорода. Например, Спасо-Преображенский собор с приделом Варлаама Хутынского новгородского преподобного - в Арзамасе в Спасском монастыре. И в Великом Новгороде – монастырь Варлаама Хутынского со Спасо-Преображенским храмом.
По древним традициям основания русских городов первым строился храм, далее – оборонительные сооружения, жилые и хозяйственные помещения. А спустя некоторое время, за пределами кремля монастырь – обычно мужской. Так и в этом случае – через четыре года после основания Арзамаса (а по последним данным он был основан не в 1578, а в 1552 году) в юго-восточном направлении от города, через глубокий овраг, по дну которого протекала небольшая речка Сорока, на горе был заложен Спасо-Преображенский монастырь.
Местоположение монастыря как будто было подсказано устроителям свыше. Высокая пологая гора, у подножия которой с одной стороны протекала небольшая речка, а с другой (южной) — было большое озеро с необыкновенно чистой водой. Лучшего места нельзя было и придумать. Здесь удачно сочеталась внешняя форма, рельеф и природное состояние с внутренним духовным содержанием этого богоугодного дела.
Так же и первые устроители, по подобию описанного в Евангелии события, представляли гору возле Арзамаса с протекающей речкой Сорокой и озером - горой Фавор. А вновь построенный монастырь - символом Преображения Господня, дав ему то же имя.
В те времена, во второй половине XVI века, местность была покрыта непроходимыми лесами вокруг молодого города Арзамаса. Однако Арзамасский край был не совсем глухим и диким. Через это место, где позднее расположился город, задолго до его основания проходила большая торговая и посольская дорога Сакма из центра Руси в Орду и Среднюю Азию. По правобережью реки Теши еще в те времена русские служилые люди стали обустраивать засечную черту, защищая южные границы Московской Руси от Дикого Поля. Великим князьям и архипастырям русского государства были известны эти земли, но все-таки христианская культура еще не проникла сюда.
Основанный здесь Спасо-Преображенский монастырь и явился началом распространения христианства по всему Арзамасскому краю. Первые насельники и создатели монастыря сделали огромный вклад в распространение православной религии по всему обширному Арзамасскому краю. А Спасское Святое озеро, расположенное рядом, стало той рекой Иорданом, в которой иноки Спасского монастыря многим людям помогли принять святое крещение. В те давние времена, когда закладывался город, в этом озере, по преданию, крестились, показывая пример своим сородичам, два мордовских князя - Эрзя и Масай. Еще одна особенность этого замечательного озера: освященная вода имела необыкновенные свойства - вылечивала глазные болезни. Узнав об этом, многие люди на утренней заре приходили к озеру и с молитвой делали омовение глаз, тем самым спасаясь от недуга.
Игумены Спасского монастыря с его зарождения всегда пользовались большим уважением у горожан и первенствовали среди духовенства, тем более, когда впоследствии настоятели монастыря стали носить высшее и почетное должностное звание монаха - архимандрит. И поэтому крестные ходы и торжественные общегородские службы часто начинались и происходили не в соборе, а в Спасском монастыре. Здесь же, в обители, было расположено и главное духовное управление города, которое возглавляли архимандриты Спасского монастыря, являясь тем самым представителями-викариями патриархов, к епархии которых непосредственно принадлежал Арзамас.
Подготовила О. АКСЕНОВА.