Принято решение о возвращении Нижегородской епархии зданий бывшего Высокогорского мужского монастыря Арзамаса. Оно стало итогом недавнего совещания в Министерстве юстиции России под председательством заместителя министра Всеволода Вуколова. В настоящее время храм, расположенный на территории бывшего Высокогорского мужского монастыря, возвращен Церкви. При этом часть монастырских построек находится в оперативном подчинении региональной уголовно-исполнительной системы, в части зданий размещаются помещения исправительной колонии No20 ГУ ФСИН России по Нижегородской области, где отбывают наказание осужденные к принудительным работам.
ОБЩЕСТВОО СРЕДИ ГОРЫ, ПОКРЫТОЙ ЛЕСАМИ...
Теперь же речь идет о передаче монастырских зданий в ведение Нижегородской епархии. Здания, занимаемые исправительным центром, будут переданы Церкви после определения альтернативного варианта размещения исправительного учреждения и его передислокации.
Арзамасская Высокогорская мужская общежительная пустынь находилась в четырех верстах к северо-западу от Арзамаса, среди высокой обширной горы, господствующей над окрестностью и покрытой вековым лесом. Начало основания монастыря было положено в 1716 году, по решению архимандрита Спасо-Преображенского монастыря Афиногена, коменданта города Михаила Языкова, арзамасских купцов и мещан, написавших челобитную царю Петру I, в которой просили разрешения и давали обет построить на Высокой горе, в лесу часовню, а при ней две кельи для монахов. С челобитной к царю был послан иеромонах Спасского монастыря Лука. Его и избрали строителем и блюстителем часовни.
Разрешение было получено, и в апреле этого же года митрополит Стефан Яворский дал благословение на строительство новой обители.
«Строительство шло очень успешно. Часовня и две земляные кельи для монахов были быстро поставлены. В день Вознесения Господня, который пришелся в этот год на 10 мая, от Воскресенского собора к часовне был совершен первый крестный ход. Многие жители были восхищены его красотой и торжественностью. А один из участников, Иван Грузинцев, человек князя Ивана Алексеевича Голицына, сожалея о том, что не совершается здесь бескровная жертва Господу, дал обет построить недалеко от часовни деревянную церковь», - сообщает наш краевед Н.М.Щегольков.
В декабре 1718 года он подал челобитную местоблюстителю Патриаршего Престола. Почти одновременно с ним об этом же просили митрополита Стефана и набожные арзамасцы. Разрешение было получено. Сразу же началось строительство теплой деревянной церкви в честь иконы Божьей Матери Тихвинская, с приделом во имя святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских чудотворцев.
Монастырь был основан, но просуществовал недолго. Эта обитель в красивом глухом лесу привлекала разбойников и грабителей. Четырежды подвергался монастырь их нападению. Легко ускользали разбойники от властей в непроходимых арзамасских лесах. Иноки решили оставить его, а все монастырское имущество, ризницу, колокола перенесли в Арзамасский Троицкий монастырь. По одним данным, это произошло в 1731 году, по другим - в 1734. Обитель опустела, а вскоре и вовсе была разрушена. Запустение длилось около девяти лет.
ВОЗРОЖДЕНИЕ ЧЕРЕЗ 20 ЛЕТ
В 1743 году, во время правления Ели- заветы Петровны, жители Арзамаса вновь обратились в Святейший Синод, прося благословения на возобновление обители. Они просили вернуть прежнее имущество и поручить монастырь ведомству Арзамасского духовного правления под наблюдением настоятеля Спасского монастыря. Епископу Нижегородскому и Алатырскому Преосвященному Димитрию Сеченову 18 марта 1743 года последовал указ – перевести прежних монахов в Высокогорскую пустынь, а в случае их смерти отправить надлежащее число братии туда из Спасского монастыря. Возобновленный монастырь был построен не на старом месте, а на самой вершине горы, в глубине леса.
В 1745 году здесь была сооружена теплая трехпрестольная каменная Вознесенская церковь с приделами в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» и благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских. Монастырь был назван Высокогорской пустошью, а по главному престолу храма – Вознесенской. Много усилий для восстановления обители приложили арзамасские помещики, благотворители Арзамасского уезда, обустроившие почти всю пустынь за свой счет. В это время Высокогорская пустынь не имела никаких материальных выгод: ни жалованья, ни руги, ни вотчин, ни земель, ни пустошей, ни лесных и сенных угодий, ни рыбных ловель, ни соляных варниц. Число братии было 8 человек.
25 июля 1759 года после ремонта была освящена теплая каменная церковь в честь Вознесения Господня. 13 декабря 1763 года освящен в этой церкви придел во имя мучеников Флора и Лавра. В 1767 году освящен придел во имя благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских чудотворцев. В 1768 году освящена вторая каменная церковь в честь новоявленного святителя Димитрия Ростовского чудотворца. В 1774 году вторично отремонтирована и освящена церковь в честь Вознесения Господня.
С 1779 года Высокогорская пустынь числилась приписной к Саровской. Что послужило этому – неизвестно. Но правила общежития, молитвословия, трапеза, одежда, послушания стали здесь такими, как в Саровской обители, и сохранились на многие годы. Арзамасское общество положило монастырю «ругу» — государственное жалованье духовенству, выдававшееся хлебом, иногда деньгами, в 50 рублей, а потом ее и удвоило. Общество выплачивало ее регулярно, вплоть до 1779 года, но после уменьшило до 40 рублей. У монастыря появились собственные благотворители: князья Хованские, Путятины, Максутовы, Куракины, генеральша Анна Кречетникова, помещики Раевские, Панютины, Чемодановы, Полчениновы, Лялины, Микулины, купцы Подсосовы, Сальниковы, Корниловы, Масленниковы и другие. Благоволил монастырю и Новгородский митрополит Димитрий Сеченов и его отец Алексей Иванович.
В 1784 году монастырь был обнесен со всех сторон каменными стенами с башнями, в следующем году над святыми воротами начали строить каменную колокольню, которая существовала до советских времен.
ЖИЗНЬ БУРЛИЛА
В 1798 году по распоряжению Казенной палаты для монастыря была отведена рыбная ловля на реке Теше, две мельницы и тридцать десятин земли в разных местах Нижегородской губернии, отдано в вечное владение пустыни 1700 кв. сажень земли с растущим на ней крупным лесом. С этого времени жизнь в монастыре стала улучшаться. Посещавшие его паломники отмечали, что монастырь удобно расположен и хорошо обустроен.
В 1823 году в Арзамасе обителью была построена каменная часовня и подворье на Лесной площади, около Выездновского моста, на большой дороге, ведущей в Москву и Тамбов. Землю для их постройки выделил с согласия общества арзамасский городничий Бабушкин по просьбе нижегородского губернатора Крюкова. Подворьем пользовались монахи, приезжающие в город по монастырским надобностям. Всего же к концу XIX века у монастыря было три часовни, одна в Арзамасе и две на Высокой горе: деревянная с резным распятием во весь рост Спасителя и малая, при въезде в монастырскую рощу, на месте первых монастырских строений.
В 1845 году на Высокой горе окончили строительство второго, теплого храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Храм имел два придела: в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» и во имя святителей Николая Мирликийского и Димитрия Ростовского. План для постройки этого храма был прислан бывшим настоятелем монастыря, наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Антонием (Медведевым). Под церковью устроили усыпальницу для погребения настоятелей, благотворителей, выдающихся иноков.
В 1855 году в каменном архиерейском корпусе была устроена домовая однопрестольная церковь во имя святителя и чудотворца Тихона Задонского, освященная после 1861 года. В это же время обитель была вновь приписана к Саровской пустыни, и в ней действовал общежительский устав.
К началу ХХ века в монастыре было три церкви: соборная холодная в честь Вознесения Христова, теплая каменная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, домовая во имя святителя и чудотворца Тихона Задонского. Над святыми створчатыми вратами высилась четырехъярусная колокольня с 10 колоколами.
Из хозяйственных построек были два каменных двухэтажных келейных корпуса, каменный трехэтажный корпус, два верхних этажа которого занимали монахи, а нижний был отведен для трапезной, келарни, пекарни, квасоварни и погреба. Неподалеку располагался архиерейский корпус. В монастыре был глубокий колодец, над которым возвышалось каменное здание, отапливаемое в зимнее время. Вода из него подавалась с помощью машины в келарню. Зерновые припасы хранились в каменной житнице. На территории монастыря рос фруктовый сад. Все монастырское хозяйство было обнесено высокой, в два аршина, каменной стеной, имеющей пять восьмигранных башен и двое ворот.
За монастырской стеной для гостей и паломников был построен каменный гостиный корпус с деревянным каретным сараем, двумя конюшнями, подъездным сараем с сушилами. Метрах в шестидесяти от монастырской стены стоял скотный двор. Был у монастыря и свой погреб, и деревянная баня, и дровяник, и пчельник, два огорода и два капустника. Монастырь владел двумя мельницами: ветряной и водяной.
Монастырь отличался издавна заведенным гостеприимством. Он посещался многими паломниками. Ежегодно в праздник Вознесения из Арзамаса устраивался крестный ход. К этому времени в обитель стекались целые толпы богомольцев. Приходящие странники селились в гостиничном корпусе и пользовались братской трапезой. Для женщин-паломниц был построен отдельный деревянный двухэтажный гостиный корпус. Возле стен монастыря в день Вознесения устраивали небольшую ярмарку, а на лугу – народные гуляния.
В 1904 году по сведениям, взятым из книги «Православные монастыри Российской Империи», в обители проживало 10 монахов и 40 послушников. В монастыре пребывали чудотворные иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и «Иверская».
ОТ МОНАСТЫРЯ - ДО МОНАСТЫРЯ?
4 января 1921 года постановлением Арзамасского уездного исполкома обитель была ликвидирована. Через некоторое время на ее территории расположилась воспитательная колония. Так сбылось предсказание одного из последних настоятелей обители преподобного Софрония Арзамасского и Высокогорского. В 1907 году он ушел на покой, решив последние годы жизни нести подвиг пустынножительства и старчества в непроходимых лесах, распложенных в 5 км от села Никольское Арзамасского уезда. По преданию, когда 81-летний старец покидал стены Арзамасского Высокогорского монастыря, лошади, на которых тот собирался ехать, отказывались идти. Видя это, многие братья стали упрашивать, чтобы угодник Божий не покидал их. На что отец Софроний ответил: «У меня в лесу будет своя обитель, а здесь устроят острог для разбойников».
Арзамасская воспитательная колония для несовершеннолетних осужденных просуществовала на месте монастыря 72 года. Но колонию закрыли, разместив на ее месте исправительный центр. А теперь вот вознамерились вернуть это место церкви. Местные жители надеются, что в поселке, как и во времена существования и обители, и колонии, снова забурлит жизнь.
Николай ЖИДКОВ.