26.06.2021 | Сельский ракурс

Лето на селе – «горячая пора». Пока погода позволяет, нужно многое успеть сделать. О планах на ближайший период рассказывает заместитель главы администрации Арзамасского района Олег Логинов.

– Полным ходом продолжаются работы по благоустройству сельских территорий. Это и дорожный ремонт, и ремонт тротуаров, и организация освещения. Уже не один год действует программа «Вам решать!», с помощью которой осуществляется ряд актуальных задач. Надеемся, что и дальше она продолжит успешно функционировать. Сейчас на первый план выходят проблемы по ремонту и содержанию областных дорог. Полным ходом идет строительство платной трассы Москва – Казань М-12. В 2024 году планируется уже запустить ее в эксплуатацию.


– Местные жители возмущаются и беспокоятся, что в ходе строительства существующие дороги окончательно будут разбиты. Ездить по ним в некоторых местах уже невозможно.

– С началом строительства подрядчик начал завозить инертные материалы со станции Арзамас-1 и из местных карьеров. Дороги не были рассчитаны на такую нагрузку и во многих местах стали разрушаться. Мы пытаемся хоть как-то исправить положение дел. Подрядчик обещал нам поддерживать состояние дорог, чтобы они были проезжими для легкового транспорта. Делать капитальный ремонт в данный момент смысла нет.

– А не останется ли эта разруха нам в наследство?
– Эти дороги областные, и по окончанию строительства все поврежденные участки будут восстановлены. Губернатор строительству дорог уделяет большое внимание, этот вопрос у него в приоритете и под особым контролем. Можно с уверенностью говорить о том, что деньги на ремонт областным правительством будут выделены. А пока нужно потерпеть временные неудобства.

– Как продвигаются другие проекты?
– Впереди у нас много работы. Скоро начнется строительство Южного обхода города, который существенно разгрузит движение в сторону Выездного. Готов проект по строительству путепровода через Выездновский переезд. Он будет такого же образца, как на пути в Нижний Новгород, то есть железную дорогу будем пересекать поверху. На время строительства построят сбоку временную дорогу. В этом году будет принято окончательное решение по срокам сдачи объекта. Эти два проекта уже включены в инвестпрограмму.

Ведутся переговоры и по еще одному важному проекту – Северному объезду Выездного. В районе Арзамаса-1 планируется сделать прокол под железной дорогой. Далее путь будет проходить на Ардатовскую трассу. Объект позволит не только разгрузить от транзита большегрузов город и район, но и продолжит концепцию развития в регионе мультимодальных перевозок – транспортировки грузов с использованием нескольких видов транспортных средств, не менее двух (железная дорога, автодорога и т. д.). В результате значительно сокращаются временные и финансовые затраты при доставке грузов. При создании мультимодальных коридоров и региональных транспортно-логистических систем на основе важных грузовых направлений учитывается развитость транспортной инфраструктуры на маршруте следования. Если Арзамасский район войдет в состав таких маршрутов, это даст нам дополнительный импульс к экономическому развитию. Кроме того, паломники и туристы, прибывающие по железной дороге на станцию Арзамас-1, смогут, минуя пробки и светофоры, сразу же выехать на Дивеевскую трассу. Надеемся, строительство начнется уже в этом году, а завершится к 2024 году.

– Хочется верить, в скором времени мы увидим первые результаты. А что в перспективе, есть к чему стремиться?

– К сожалению, мы пока слабо используем возможности государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий». На это есть ряд причин. До конца нет понимания, как проектировать комплексное развитие отдельного населенного пункта, в результате которого должны появиться новые рабочие места. Основная идея программы – сделать сельскую местность привлекательной для проживания граждан, которые хотят жить на селе. Тем самым должна увеличиться и сохраниться доля сельского населения в общей численности России на уровне не менее 25,3%. В предыдущих программах помощь подразумевалась только тем людям, которые уже живут на селе. Это, конечно, тоже хорошо. Но если мы хотим развивать сельскую местность, туда обязательно должна влиться «свежая кровь». 

Надеемся, что с запуском Саровско-Дивеевского кластера и новой трассы М-12 Арзамасский район станет привлекательным для инвесторов, и ситуация изменится. Уже сейчас есть фирмы, которые высказывают свою заинтересованность в сфере логистики транспортных передвижений, интернетмагазины. Есть интерес и у перерабатывающей промышленности. Инвесторы со своими предложениями обращаются напрямую к главе района, а также в специально созданный офис при губернаторе, я являюсь местным уполномоченным по Арзамасскому району. Ведутся переговоры, но не всегда они заканчиваются заключением контракта. То не подходит земельный участок, который мы можем предоставить, то еще что-нибудь не устраивает. Есть вопросы по транспортной составляющей, а именно по железнодорожным тупикам. Возникают проблемы с обеспечением энергоресурсами. Это касается не только электричества, но и наличия на месте канализационно-очистных сооружений и водоснабжения.

В зоне, где проходит трасса М-12, нет чернозема, и в основном она не имеет большой ценности для сельского хозяйства, поэтому здесь очень нужен инвестор, который будет продвигать промышленность, если возникнут новые предприятия, появятся рабочие места, а рядом с ними будет развиваться инфраструктура. И мы вернемся к программе «Комплексное развитие сельских территорий». Если нам удастся в нее попасть, сможем строить дороги к объектам соцсферы, газо- и водопроводы, освещение. Это и привлечение льготных кредитов для строительства жилья. Сложно найти средства для населенного пункта, в котором проживает десяток человек. А вот для мест, где население несколько тысяч, бурно развивается промышленность, быстрее найти понимание у власти и привлечь федеральные средства. Мы очень заинтересованы в развитии Коваксинской и Чернухинской зон, где земли сельхозназначения прозябают и давно заброшены, там уже растут деревья. Этот район недооценен. Сельхозпроизводители не стремятся их использовать. Если сюда придут инвесторы, любые, лишь бы не в ущерб экологии, территория получит импульс к развитию. Сейчас там практически нет никаких значимых предприятий, и люди вынуждены уезжать на заработки в города. Можно решить вопросы по подведению всех ресурсов, лишь бы найти заинтересованных и предприимчивых людей.

– А как дела с сельским хозяйством?
– Продолжают развиваться крупные сельхозпроизводители Латкин, Дубнева. Есть и другие индивидуальные предприниматели, помельче. Растет товарное производство молока. Люди готовы строить автоматизированные современные фермы, закупать передовую сельхозтехнику для обработки полей. Движение к росту есть, но только на черноземье, в районе Притешья.

– Какие вопросы особенно остро стоят на повестке дня?
– Вывоз мусора. Проблема назрела давно. Региональный оператор не всегда справляется со своими обязанностями, и к нему накопилось много вопросов. Не всегда своевременно вывозится мусор. Пока еще не все населенные пункты оборудованы контейнерными площадками. Мы изыскали возможность и выделили из своего бюджета 6 миллионов на закупку и оборудование контейнерных площадок в самых «больных» местах. А также были вынуждены повторно обратиться к программе «КРСТ», для того чтобы приобрести контейнеры для Кирилловской, Красносельской, Абрамовской, Новоусадской администраций. Острая необходимость и в установке мусорных бункеров, учитывая специфику, в сельской местности они подходят больше. Пытаемся найти средства и на их покупку.

В идеале вывоз мусора должен быть организован таким образом, чтобы исключить образование несанкционированных свалок. Сейчас мы частенько натыкаемся на них в полях, лесу, оврагах и на окраинах сел. Чтобы ликвидировать такую свалку, требуются большие средства, которые могли бы пойти на благоустройство. Создают свалки не чужеземцы, а местные жители, обкрадывая таким образом прежде всего себя. Надеемся, если будут установлены бункеры для крупногабаритного мусора, проблема с несанкционированными свалками исчезнет сама собой. Люди должны думать о будущем поколении и не захламлять природу, тем более если для этого созданы будут все условия.

Есть идея построить в районе мусорный полигон ТКО, соответствующий всем экологическим нормам. Земля уже выделена в районе, не доезжая Волчихи. Инвесторы хотят в дальнейшем тут построить мусороперерабатывающий завод. Это будет современное предприятие, с минимальным воздействием на природу. Кроме того, появятся новые рабочие места. А если увеличится налогооблагаемая база, у района появится больше возможностей продолжать работы по благоустройству.

– Какие проблемы вызывают у вас беспокойство?
– Конечно, это пожары. Мы вынуждены финансировать с помощью глав поселений муниципальную пожарную охрану. Затрачиваются огромные деньги – 43 миллиона. В этом году уже произошло 112 пожаров, немного меньше, чем в прошлом, но цифра немаленькая. Беседы с местным населением о запрете поджигать сухостой должного результата не приносят. 58 раз был зафиксирован поджог травы в полях. 

Зачем? Не нравится сухостой – окашивайте территорию. Опять денежные средства используются неэффективно, не так, как хотелось бы. Страдают от пожаров люди, горят дома...

– Говорят, что за бурьян и хлам у дома теперь будут штрафовать.
– Все главы местных поселений наделены такими полномочиями. Деньги от штрафов уже начали поступать в казну. Всех лучше налажена культура быта в Кирилловской администрации. Там за порядком у дома следят строго и наказывают, приучают к порядку нерадивых хозяев. Не хотелось бы к жителям применять карающий инструмент, но, как гласит народная мудрость, «Принуждая, убеждай!». Пока люди не изменят менталитет, не будут беречь то, что имеют, хорошо жить не будем.

И. ПРОНИНА.