Именно так называют некоторые исследователи нынешний Ульяновск, ранее именовавшийся Симбирском. «Митрополия» в переводе с древнегреческого - мать городов, те есть город, жители которого основывали новые города-колонии. Казалось бы, где Арзамас, и где нынешний Ульяновск! Но удивительно, если вспомнить это исходное значение слова и немного покопаться в истории, то Арзамас вполне можно назвать митрополией Симбирска.
Глядя в прошлое, можно увидеть, что Арзамасская и Симбирская земли имеют много общих исторических пересечений.
Симбирск и укрепления Симбирской засечной черты строились в 1648 году «по Государеву Цареву и Великаго Князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя Росии и Самодержавца, указу», чтобы защитить восточные границы Русского царства от набега кочевых племен, а также с целью колонизации богатого природными ресурсами Поволжья.
Деревянный Симбирский (изначально Синбирский - прим. авт.) кремль был построен на «Венце» Синбирской горы. Он представлял собой правильный четырехугольник, по углам и сторонам которого возвышались восемь башен с тремя воротами, а вокруг был выкопан глубокий ров. В середине крепости стоял Троицкий собор, к западной стене примыкал Спасский женский монастырь. В кремле жили воевода, дворяне, боярские дети и служилые люди. С севера, юга и востока примыкали слободы: Стрелецкая, Успенская (с Успенским монастырем), Туть и Московская, с населением «попроще». Правда, уже что-то очень знакомое? Впрочем, тогда города, наверное, и возникали примерно по одной схеме.
К тому времени Арзамасская крепость существовала уже более 100 лет. Как мы знаем, в июле 1552 года царь Иван Грозный шел на Казань и велел заложить у слияния двух рек Теши и Акши новый город. Так было дано начало строительству города. А через несколько дней государь уже был со своим войском на территории современного Сурского района нынешней Ульяновской области, в районе Барышской слободы, где произошло воссоединение с 30-тысячным отрядом Мстиславского. Недалеко от места встречи была основана тогда крепость на Суре – Промзино городище.
Позже, выполняя указ уже царя Алексея Михайловича, укрепления Симбирской засечной черты строились нижегородскими и арзамасскими служилыми людьми. Многие арзамасцы получили здесь поместья и стали осваивать территорию края. Память об этом осталась в топонимике области. Это села, получившие свои названия по фамилиям арзамасцев: Языковых, Чуфаровых, Аксаковых, Тургеневых, Жадовских, Анненковых, Бутурлиных, Аристовых, Воронцовых, Бекетовых, Ермоловых, Куроедовых, Бахметевых и многих других.
Впрочем, и «Симбирск» присутствовал на карте Арзамаса. Как все знают, в XVIII - первой половине XIX веков Арзамас располагался на перепутье нескольких важнейших торговых дорог. Так, Большой московский почтовый тракт, шедший чрез Владимир и Муром, в Арзамасе разделялся надвое: одна дорога шла прямо на юг чрез Саранск, на Пензу и Саратов и была известна под именем Большого саратовского тракта; другая, под именем Симбирской, — шла на юго-восток, на Симбирск, Оренбург и Уральск. «По этим дорогам ехали в каретах в свои черноземные саратовские, пензенские и симбирские имения пышные московские баре, в начале зимы они же возвращались в теплых возках в столицы, тут же тянулись в зимнюю пору нескончаемые обозы с уральской и астраханской рыбой и икрой...», - рассказывает об этом краевед Н.М. Щегольков.
И уже наши купцы в то время осваивали Симбирскую землю. Тот же Н.М. Щегольков утверждает, что в Золотой век Арзамаса «в руках тогдашних арзамасских торговцев был не один арзамасский уезд, а вся южная половина Нижегородской губернии, север губерний Пензенской и Тамбовской и западная часть Симбирской».
Вплоть до появления в Симбирске железной дороги путь на Москву проходил через Алатырь, Арзамас, Муром, Владимир. Поэтому многие известные персоны, посетившие в прошлом Симбирск, побывали и в Арзамасе. Так, Екатерина Великая в 1767 году закончила свой Волжский поход именно в Симбирске, который охарактеризовала как «скаредный». По пути Императрица заезжала в Арзамас и вот что писала графу Н. И. Панину: «Я по дороге сделаю вам краткое описание того, что приметила дорогою. Где чернозем и лучшия произрастания, как-то: симбирская провинция и половина алатырской, там люди ленивые, и верст по 15 места пустыя, не населены, а земли не разработаны. От Алытыря до Арзамаса и от сего места до муромских лесов земли час от часу хуже, селения чаще, и ни пяди земли нет, коя бы была не разработана, и нигде голоду нет».
А.С. Пушкин во время своего путешествия по местам Пугачевского восстания побывал дважды в Симбирске, а также, как тоже все знают, посещал Арзамас.
Наконец, наш великий земляк Патриарх Сергий (Страгородский) в Ульяновске находился в эвакуации во время Великой Отечественной войны. Именно отсюда он и выехал на историческую встречу со Сталиным в сентябре 1943 года.
Еще большее удивление можно испытать, если посмотреть на арзамасский кафедральный Воскресенский собор и сохранившиеся фотографии кафедрального Троицкого собора в Симбирске! Собственно, кроме того, что у арзамасского 5 куполов, а у симбирского «брата» - один, храмы мало чем отличаются. Последний был установлен тоже на Соборной площади города. И даже Зимняя церковь этого храма чем-то напоминает арзамасскую.
Троицкий собор было решено возвести в 1815 году – на год позже арзамасского – в честь победы над Наполеоном, на месте существовавшей здесь ранее церкви. Строился этот храм также на народные деньги. В общем все, как у нас. Ну, и вишенка на торте – архитектором обоих соборов является уроженец Арзамаса Михаил Петрович Коринфский.
Но и это еще не все. Троицкий собор в Ульяновске был уничтожен в 1936 году. Наш Воскресенский собор тоже хотели взорвать как «пережиток церковного прошлого». Созданная советской властью комиссия признала, что он не имеет ни исторической, ни культурной, ни художественной – никакой – ценности. Только благодаря усилиям арзамасцев и милости Божией храм устоял.
Вот такая интересная история, такие совпадения, которые, как все знают, случайно не происходят.
Несколько лет назад в Арзамасе побывала группа архитекторов-реставраторов из Ульяновска. Специалисты детально изучали арзамасский собор. Возможно, что «брат» главного храма Арзамаса когда-нибудь будет восстановлен…
Николай ЖИДКОВ.