09.03.2024 | Страницы истории

Среди многочисленных праздников в нашей стране особое место занимает народный праздник Масленица. Еще в XIX веке историк-этнограф Н. Дубровский так описывал Масленицу: «Масленица у нас, на Руси, есть самый разгульный народный праздник; народ недаром называет ее широкою и честною (в том смысле, что народ ее чествует). Почти целую неделю идут взаимные угощения; много пьется и естся в масленичные дни, но всего более поглощается горячих поджаристых блинов».

Масленицу называют честной, веселой, переломной. В старину целую неделю люди гуляли -  катались с горок, устраивали кулачные бои, ходили  друг к другу в гости, лакомились блинами. Блин, естественно, считали символом солнца.

Современному человеку иногда сложно разобраться в масленичной терминологии. В чем, собственно, суть Масленицы? Только в том, чтобы объесться тещиными блинами? И почему именно тещиными? При чем тут кулачные бои, зачем в последний день у всех просить прощения?

Народ достаточно мудр, чтобы ничего не изобретать только для потехи. На первом месте всегда стояла польза. И беспутно-скоромная затейливая Масленица не исключение. Вероятно,  поэтому принята она и церковью, но уже под именем Сыропустной недели, ибо каждый день, даже в традиционные постные среду и пятницу, можно есть сыр и масло. Согласитесь, это не лишнее для организма после тощей зимы да перед Великим постом. Даже советская власть, ревниво относившаяся к ритуалам дореволюционной жизни, не смогла искоренить Масленицу. И при Сталине, и при Брежневе народ Масленицу исправно отмечал. Гораздо, правда, скромнее, чем до октября 1917-го. Уха с расстегаями так и осталась для многих красивым литературным оборотом. Но вот блины пекли повсеместно.

Само слово «масленица» появилось в XVI веке. Масленицу в народе так любили, что, кроме многочисленных ласковых имен для всей недели («касаточка», «сахарные уста», «целовальница»), придумали названия и для каждого из семи дней. Дни были строго расписаны: кто к кому в гости ходит, кто кого угощает.

Понедельник назвали встречей: в этот день встречают широкую Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы, поют встречные песни.

 Второй день Масленицы, вторник, называется заигрышами. Начинались безудержные игры. Тут и знаменитые снежные, ледяные крепости (между прочим, не что иное как последний приют зимы), и девичья потеха - качели, и скоморошьи частушки...

Третий день Масленицы, среда, - лакомка. В этот день зятья к тещам приходят на блины. В современных семьях зятьев немного - один-два. А раньше накормить полдюжины зятьев было делом разорительным. Отсюда и присказка «Масленица-объедуха - денег приберуха». Но ничего не попишешь: «Хоть себя заложи, а Масленицу проводи!».

 Четвертый день - широкий четверг. Вот когда начинается настоящий разгул! Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать. Особенно дети.

Пятый день Масленицы называется выразительно - тещины вечерки. Теперь уж зять тещу блинами угощает. А чтобы теще приятнее было, заодно приглашалась вся мыслимая родня: пусть посмотрит, как зять тещу привечает.

Шестой день этой разгульной недели - золовкины посиделки,  невестка дарит золовкам подарки. В этот день сжигали чучело Масленицы и окончательно прощались с зимой. Пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай.

И вот завершающий день - прощеное воскресенье, проводы, целовальник. Это день очищения, день подготовки к посту. «Прости меня, если виноват». – «И ты меня прости». – «Бог простит».

А как же арзамасцы отмечали государыню Масленицу? В своей книге арзамасский краевед П. Еремеев пишет, что в городских трактирах веселые мужички-говоруны частили: «Душенька ты моя, дорогуша Масленица! Соломенны твои косточки, бумажно твое тельце, уста твои сахарные! Приезжай к нам в городок, посадим в красный уголок – винца поднесем, приветным словом обнесем... Пускайся в пляс, весели Арзамас!».

В домах арзамасцев в эти дни готовили мясные щи и супы, каши, пироги с разной рыбой, соленья-варенья и, конечно, блины. Их пекли каждый день с разными начинками.

Увеселений в городе в эти дни было не счесть. Любительские спектакли, концерты, маскарады в Общественном собрании, вечера и балы в учебных заведениях, в домах богатых фамилий... Для ребятни раздолье – все на горках с санками, бьются за снежные городки!

Вечерами преображалась главная улица Сальникова (ныне – К. Маркса): под яркими иллюминациями прогуливались гимназистки, реалисты, учащиеся учительской семинарии. В эти праздничные дни по всем улицам разъезжали на лошадях: старики катали детвору на дровнях, на извозчичьих повозках каталась молодежь с песнями, на санях, устеленных коврами, выезжали степенные купцы в дорогих шубах... Особенно эффектен был выезд купца Николая Судьина на породистых гривастых красавцах!

Масленая неделя – время кулачных боев в Арзамасе. Эта боевая потеха собирала много участников, еще больше азартных зрителей. Вечером в субботу сжигали соломенное чучело Масленицы с веселыми выкриками:

- Масленицу провожаем, жарка солнца ожидаем!

И, послушная велению времени, приходила Весна-красна!

 

И. КОСОЛАПОВА, М. ФЕДОРОВА, научные сотрудники Арзамасского историко-художественного музея.