Самым известным и преобладающим видом народного творчества в Арзамасе была вышивка. Трудно представить все разнообразие швов и технических приемов, которыми обогатился этот вид искусства за многие столетия.
Несмотря на то, что мастерицы во всем строго придерживались традиций, тем не менее, каждый раз они создавали свое неповторимое произведение.
Вышивка украшала русский традиционный костюм XVIII -начала XX веков. Крестьянки вышивали женские и мужские рубахи, передники (занавеска, запон), юбки (подолы), иногда сарафаны, а в южнорусских областях - поневы и нагрудники (навершник, шушпан). Повсюду особо украшали головной убор замужних женщин (сороку, кокошник) и девичьи уборы (ленты, перевязки, челки, косники), а также косынки и платки.
Одним из наиболее давних видов вышивки было шитье золотой и серебряной нитью, художественную ценность которого обуславливает уже драгоценность и красота самого материала.
Вышивание золотом до возможного совершенства довели в арзамасском монастыре – Алексеевской общине. Сохранившиеся в музеях старинные облачения Арзамаса вышиты по вишневому бархату стеблями и гроздьями винограда, гирляндами роз, пучками цветов и колосьев. Их работа удивительна по точности и изяществу.
В Арзамасском уезде наряду с золотным шитьем было развито производство вышитых изделий с геометрическим узором, выполняемым цветными нитками. Главным цветом в колорите вышивок этих изделий был глубокий красный, который сочетался с черным, оранжевым, светло-зеленым. Вышивку шелком для украшения головных уборов и полотенец выполняли косой стежкой, счетной гладью, крестом.
Особый интерес представляют узоры народной вышивки Арзамасского уезда. Мастерицы использовали в качестве образцов для вышивки образцы народного орнамента, любые рисунки и картинки, которые видели в книгах. Помимо привычных орнаментов в начале ХХ века мастерицы начали использовать и новые идеи.
Вместе с канвой стали широко внедряться в традиции вышивального искусства городские узоры, отраженные в специальных журналах по рукоделию. В фельетонах по поводу выставки 1896 года в Нижнем Новгороде М. Горький отмечал сильное влияние городских образцов вышивки на творчество деревенских вышивальщиц.
Одним из наиболее интересных явлений того времени стала так называемая мыльная революция, которую произвело товарищество парфюмерно-косметического производства «Брокар и Ко». Его хозяин Генрих Брокар, стремясь увеличить продажи своего мыла, предпринял интересный маркетинговый ход.
«А знаете, как бойко идет мыло «Брокар» в деревню, и почему оно предпочитается ею мылам других фирм? Оно с премией – оно завернуто в бумажку с русским узором, и этот узор с брокаровского мыла красуется на выставке в кустарном отделе на кружевах из Балахны, Кукарки. Там же есть рубашка с вышитой шелками грудью, рисунок взят с рекламы фабрики Асмолова на каких-то папиросах и изображает бородатого мужика с оскаленными зубами и приподнятым для приветствия картузом, - писал Горький. - Я видел на одном парне рубаху, на груди которой была вышита реклама фабрики Асмолова, по подолу были вышиты медали, тоже очевидно с какой-то рекламы. Я видел запон, на котором было вышито шесть раз «Жен Блок», а в середине «Реддавей и Кщ» (фамилии капиталистических фирм)».
Такие комичные детали часто встречались в народной вышивке рубежа веков и стали свидетельством взаимопроникновения социальных и художественных традиций города и села.
Из города пришла и новая техника вышивки – «тамбуром» или «косичкой», восходящая к богатейшему вышивальному искусству народов восточных стран. Мода сделала тамбурные вышивки популярными почти на всю вторую половину XIX века.
Другие приемы вышивки - гладь (шитье одной белой ниткой с настилом, дающим рельеф, с проколом обметанных дырочек, с насыпями узелков) – шли из города, из монастыря, усадьбы, передавались в деревню.
В советское время тенденция взаимодействия стихийной народной вышивки и фабричного производства, возникшая в начале XX века, привела к созданию Арзамасской строчевышивальной фабрики, объединившей лучшие традиции арзамасской вышивки, с одной стороны, и работу мастериц-вышивальщиц, создававших свои узоры как вручную, так и с применением вышивальных машин.
4 мая 1957 года решением Исполкома Горьковского Областного Совета депутатов трудящихся в Арзамасе была создана кооперативная промысловая артель по машинной и ручной вышивке. Артель разместилась в помещении бывшего Арзамасского Облместпрома. В срочном порядке принимались ученики на строчку и вышивку. Через некоторое время артель объединяла уже 120 – 150 человек. Изготовливались детские костюмчики, женские блузы, накомодники, украшенные вышивкой.
1 октября 1960 года на основе промысловой артели учредили Арзамасскую строчевышивальную фабрику Горьковского областного управления бытового обслуживания населения и художественных промыслов.
Более 40 лет Арзамасская строчевышивальная фабрика специализировалась на выпуске детской одежды из цветных тканей, основой декоративного оформления которой являлась цветная гладь, тамбур и аппликация. Забавные кони, птицы и небольшие яркого цвета сюжетные сценки вместе с орнаментом геометрического характера располагались на карманах, рукавах, по низу курточек или на воротнике костюмов для мальчиков. Отдельные букеты цветов или небольшие гирлянды украшали платья для девочек.
В фондах историко-художественного музея хранится богатая коллекция образцов, изготовленных на Арзамасской строчевышивальной фабрике в 1970 - 1980 годы: это детская и женская одежда, наборы скатертей, салфеток, рушники. На каждом предмете присутствуют элементы вышивки с растительным орнаментом.
История строчевышивальной фабрики связана с именем арзамасского художника, преподавателя арзамасской ДХШ художника Галочкина Александра Николаевича (31.03.1939 - 16.07.2014). Он родился в д. Отерово Вадского района Горьковской области. А. Н. Галочкин - художник, член Союза художников РФ, Заслуженный работник культуры РФ, с 1984 года работал преподавателем Арзамасской детской художественной школы им. А. В. Ступина.
Несколько лет Александр Николаевич работал главным художником Арзамасского строчевышивального объединения, что позволило ему блестяще овладеть методикой преподавания прикладного искусства, а затем выделить в программе по вышивке темы «Золотошитье Нижегородской области». За разработку этой методики Николай Александрович был отмечен дипломом Всероссийского смотра методических работ преподавателей учебных заведений МК РФ.
Учебные и экзаменационные работы по вышивке учащихся ДХШ им. А. В. Ступина представляют особый раздел музейной коллекции. Традиции золотного шитья в Арзамасе чтят и в наши дни, стремясь сохранить следы утраченного промысла. Несколько лет назад в историко-художественном музее проходила выставка «Златая нить из века в век». На выставке свои уникальные экспонаты по золотной вышивке представили Арзамасский историко-художественный музей, Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, музей Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, Городецкий краеведческий музей, музей Нижегородской духовной семинарии. В выставке приняли участие нижегородские и арзамасские мастера, предприятия ООО «Городецкая золотная вышивка» и «Ивушка» (Арзамас); клуб рукоделия «Ивушка» (Нижний Новгород).
По представленным произведениям можно было убедиться, что современное народное искусство развивается в разнообразных формах существования в каждом районе, в каждой республике – на основе исторического опыта и традиций и новых требований общества. В последнее время многие произведения декоративно-прикладного народного искусства, утрачивая свою первичную бытовую функцию, приобретают еще большую художественную, эстетическую значимость. Они входят в жизнь и быт современного человека как художественная ценность.
М. ФЕДОРОВА, научный сотрудник музея.