11.12.2021 | Заметки по поводу

Прочитал на днях в СМИ, что правительство Нижегородской области не исключает объединения города Арзамаса и Арзамасского района в ближайшее время. Этот вопрос подняли на заседании комитета Законодательного собрания области 24 ноября 2021 года.

При обсуждении преобразования Кстовского района в муниципальный округ депутат Наталья Смотракова спросила, когда ожидается объединение Арзамаса и Арзамасского района. По ее информации, изначально это планировали сделать в 2024 году, однако сейчас уже называют 2022 год. 

Директор государственно - правового департамента Леонид Литвиненко ответил, что тут вопрос сложный, и он должен исходить от поселений, однако разговоры такие идут. Литвиненко подчеркнул, что, в отличие от Кстовского района, тут необходимо будет объединить два муниципальных образования – один со статусом района и один со статусом городского округа. Арзамасский район по-своему уникален для региона. Его административным центром является город Арзамас, который в состав района не входит и является самостоятельной административно-территориальной единицей.

По словам Леонида Литвиненко, при таком объединении они могут преобразоваться только в муниципальный округ, так как под критерии городского округа новое образование не подойдет. Он также добавил, что выборы в представительные органы вновь образованных территорий могут провести одновременно с Кстовским округом, если успеют завершить все процедуры.

Эта информация вызвала у меня, жителя Арзамаса, много вопросов.

Говорить о том, что объединение Арзамаса и Арзамасского района пройдет по аналогии с Кстовским районом, наверное, нельзя. Последний преобразуется в Кстовский муниципальный округ, куда должны войти город Кстово и все 13 сельсоветов. Повторю слова Литвиненко: в отличие от Кстовского района, у нас необходимо будет объединить два муниципальных образования – один со статусом района и один со статусом городского округа. И как собираются это сделать?

Я обратился к ФЗ № 131 о местном самоуправлении, в частности к статье 13 - «Преобразование муниципальных образований».

Часть 3.1. гласит: «Объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительным органом соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, с городским округом осуществляется с согласия населения поселений, муниципального района и городского округа, выраженного представительным органом соответствующего поселения, муниципального района и городского округа. Поселение, объединенное с городским округом, утрачивает
статус муниципального образования. Муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились с городским округом, утрачивает статус муниципального образования». 

То, что Арзамасский район потеряет свой статус, это понятно, а что будет с Арзамасом? Ведь он тоже не сможет оставаться городским округом, то есть Арзамас войдет в новый муниципальный округ и станет его центром. Из некоторых источников мне стало известно, что решение по объединению необходимо принять до 15 января 2022 года, чтобы успеть провести выборы нового главы округа и нового законодательного органа. При этом инициаторами преобразования должны выступить сельсоветы.

Но, в таком случае, руководство района и города прежде должны провести народный референдум, чтобы получить согласие на такое объединение как населения района, так и города. И только по его результатам принимать решение. Об этом говорит все тот же 131 ФЗ. Однако пока никаких разговоров об этом нет. А захотят ли горожане и селяне объединяться? Судя по комментариям в соцсетях и по мнениям, высказанным в личных беседах, - не особо. 

Жители района опасаются, что после объединения бюджетные средства будут распределяться не в их пользу. Если сейчас существует бюджет муниципального района и бюджеты сельских администраций, на средства которых ремонтируются поселковые дороги и выполняются прочие работы, то после объединения ничего этого, дескать, может не быть, так как бюджет станет единым. Не горят особым желанием и горожане, также опасаясь, что много средств уйдет на район, бюджет которого сейчас состоит в основном из дотаций. А потеряв свой статус муниципального района, не потеряет ли бюджет нового округа эти самые дотации? Да и просто менять статус городского жителя на статус, практически, районного жителя не хотят. 

Возникает у меня и такой вопрос. Арзамас один из 44 городов РФ имеет статус исторического поселения федерального значения. Не поленившись, я зашел в список этих городов и посмотрел их статусы. Все они являются либо городскими округами, как и Арзамас нынешний, либо отдельными городами. Арзамасский же район не является историческим поселением. Как намереваются власти уладить этот вопрос?

Ну и последний вопрос: а зачем? В каждом действии должен быть свой резон, польза, выгода. Что мы, простые люди - горожане и сельские жители, - будем иметь с этого?

А. ПЕТРОВ.

От редакции. Мы пытались поговорить на эту тему с руководством, но никаких комментариев нам не дали: дескать, пока рановато.