26.07.2013 | Заметки по поводу

 В российских академии и министерстве образования разрабатывается документ – как-то тихо, незаметно, без привлечения к обсуждению профессионалов и общественности – о профессиональном стандарте педагога, где конкретно сказано, что в идеале должен знать и уметь каждый учитель.

Если бы тот, кто уже стал педагогом, перед тем как поступить в вуз ознакомился с этим документом, уверены: сегодня в стране учить было бы некому. Потому что новые стандарты выдвигают такие требования к российскому учителю, что ему впору в космос лететь или надевать суперменский плащ – и вперед, спасать человечество! Судите сами. Учитель русского языка, например, обязан – вот ведь странность – иметь высшее образование, грамотно говорить, писать и - начинается самое главное -  знать музейное дело, уметь сочинять сценарии детских праздников, владеть методами организации походов и экспедиций, быть в курсе всех политических событий в стране и мире, грамотно разрешать конфликты и много чего еще, что практикующим педагогам и не снилось. Математик, конечно же, должен владеть компьютерной грамотностью, но не только свободно набирать математический текст, а и изучить все глубины пользования электронной техникой. Это, кстати, требование и для преподавателей других предметов.

Перечисленное – лишь малая часть готовящихся требований к педагогам. А уж если они будут соответствовать полному стандарту, то станут  сверхчеловеками. Любой из них запросто сможет управлять страной – в отсутствие президента, конечно...

В грешной же реальности всем без исключения соответствовать столь высоким планкам вряд ли получится. Учителя, естественно, должны стремиться к  самосовершенствованию, к познанию нового, что они и делают, проходя аттестацию. Эта процедура, кстати, для многих обидна: педагоги с большим стажем, даже заслуженные, собирают огромные папки, чтобы подтвердить свое профессиональное мастерство. Многие не выдерживают огромной нагрузки и предъявляемых к ним требований при дефиците времени на самосовершенствование. Ведь чтобы получать зарплату в 21 тысячу рублей, как в экономике, им нужно часто трудиться на 1,4 ставки, плюс к этому готовить различные отчеты, мониторинги, справки и т.д. Разве в таких условиях возможно стать суперменом, как того требует готовящийся стандарт?

А требовать, конечно, будут. Не зря же над новым документом трудится большая группа профессоров от образования. И если этому стандарту не соответствуешь  –  пожалуйста, на вылет. Опасение вызывает еще одно: новые профессиональные требования могут стать хорошим инструментом для изгнания неугодного педагога или даже директора. А пока российские учителя работают и обучают наших детей со старыми профессиональными стандартами.

Среди них много тех, кому за 60, в основном это женщины. Захотят ли молодые выпускники вузов пойти в школы и стать учителями-суперменами в соответствии с новыми профессиональными стандартами?..

 С. АЛЕКСАНДРОВА.