10.09.2022 | Заметки по поводу

Восьмого сентября отмечается Международный день грамотности. На протяжении многих веков человек тянется к познанию всего, что его окружает. Грамотный человек всегда вызывал уважение, на него равнялись, к нему прислушивались. Изначально грамотностью называлось умение читать и писать на родном языке, однако со временем это понятие получило более широкое значение. Сейчас грамотным человеком можно назвать того, кто обладает знаниями в разных сферах жизни.

Увы, многие нынешние представители поколения нашей молодежи похвастаться обширными знаниями и называть себя грамотными, на мой взгляд, не могут. Я часто общаюсь с молодыми людьми, причем разными, и каждый раз убеждаюсь: отличники, медалисты, студенты престижных вузов и т. п. по своему развитию – на уровне троечников нашего времени. Не все, конечно, но основная масса. Простейшие вопросы – кто воевал друг с другом в гражданскую войну или кто такой Ленин – оказываются для молодых людей непосильными. И каждый раз возникают извечные русские вопросы: кто же виноват, и что делать?
Как ни парадоксально, но сама молодежь в своей малограмотности виновата лишь отчасти. Можно говорить о засилии Интернета в современной жизни, который просто пестрит всевозможными ошибками – от орфографических до фактических… Можно рассуждать о сегодняшних соблазнах мира, не развивающих любознательность и пытливость ума… Это все, конечно, так. Но глубоко убежден, что основы кругозора и грамотности закладываются в семье и школе. И попробуйте доказать обратное!

Начнем со школы. Когда Юрий Гагарин совершил свой великий полет, американцы заявили, что русские взлетели в космос на школьной парте. Но не просто заявили, а стали старательно изучать систему образования СССР, которая всеми была признана лучшей в мире. В печальных 90-х эта система у нас была полностью разрушена. Взамен пришли непонятные ЕГЭ, бакалавриат и т. п. В итоге – безграмотное поколение: родители нынешних школьников и студентов и… молодые педагоги, которые порой не только сами не блещут знаниями, но еще и отличаются беспрецедентным равнодушием. Опять оговорюсь: не все, конечно. Но те, кому сегодня за 40, помните наших учителей? С каждым двоечником они оставались после уроков, вдалбливая в их чудо-головы хотя бы какие-то крупицы знаний. Ни о каких репетиторах ни мы, ни наши родители даже не слышали. Школьных знаний хватало, чтобы самостоятельно подготовиться и сдать экзамен в вуз. 

А что сейчас? Учитель отбарабанил урок, а далее – платите за дополнительные занятия, если хотите, чтобы ваше чадо имело шанс на высшее образование. Ну а если ребенок не блещет интеллектом, тоже есть вариант – плати и учись. И это еще одна проблема: коммерциализация и без того не лучшего образования. Отсюда – недоюристы, недопедагоги, недоврачи, недозаконотворцы…

Но родители, безусловно, желая счастья своим детям, раскошеливаются, отдают их в различные «развивайки», потому что школы требуют, чтобы ребенок, придя в первый класс, умел читать и писать. А некоторые школы прямо-таки заявляют, чтобы ребенка подготавливали к обучение именно в «развивайке»…
Когда-то нашу страну называли самой читающей в мире. Чтение – лучший тренажер грамотности ребенка. Наши мамы нам с самого раннего детства читали интересные книги, приобщая таким образом к самостоятельному чтению. Мы наперегонки бегали в библиотеки за детскими книжками... 

А что сегодня? Начнем с того, что самих родителей застать за чтением книг, а не за просмотром гаджетов – что-то из области фантастики. А как они занимают своих детей? Правильно, крутят им бесконечные мультики, а если дитя совсем расхулиганилось – дают ему для отвлечения свои телефоны или планшеты. Разве не так?

Вот мы и имеем то, что имеем. И ответ на вопрос – «Что же делать?» – здесь тоже очевиден: менять систему образования и растить новое грамотное поколение. Об этом вроде бы уже задумались на самом верху. Но для этого опять нужны годы. Ведь все мы знаем, что легко разрушить, а вот строить, возрождать – ох как непросто… 

Максим ШИШКОВ.