29.02.2024 | Знаменитые предки

Так называли современники нашего земляка Патриарха Сергия Страгородского, 18 лет в годы самых страшных гонений возглавлявшего Русскую Церковь и фактически спасшего ее от уничтожения. Во многом мудрость Предстоятеля была определена уникальным образованием, которое сумел получить этот действительно великий человек…

Духовное училище

157 лет назад в Арзамасе родился человек, которому суждено было стать Патриархом. Его жизненный путь - пример служения Отечеству и, как бы мы сейчас сказали, - личной самореализации.

То, что Ивану Николаевичу Страгородскому суждено стать священнослужителем, можно сказать, было предопределено: и отец, и дед были священниками. Но было и другое: люди его эпохи жаждали получить знания. Особо ценилось в то время высшее духовное образование. И Иван Страгородский сумел утолить эту жажду сполна.

Отец его, протоиерей Николай, потеряв жену, не опустил руки и всеми силами пытался дать своим детям хорошее образование. Ваня помогал дедушке в Воскресенском соборе, пел на клиросе. Закончив обучение в подготовительном классе, в сентябре 1876 года он идет в первый класс Арзамасского духовного училища после прохождения ряда приемных испытаний. Ему на тот момент было девять с половиной лет.

Учащиеся духовного училища проживали в училищном общежитии и два раза в год имели каникулы, на которые они направлялись по «отпускным билетам». 1 февраля 1877 года Иван получил первый свой «отпускной билет», в котором говорилось: «Предъявитель сего ученик первого класса Арзамасского духовного училища, Иван Страгородский, училищным начальством уволен в дом родителя своего священника Николая Страгородского, сроком от означенного числа впредь до 13 февраля 1877 года с тем, чтобы он, Страгородский, явился к означенному сроку в училище и предъявил от отца своего Духовного свидетельство о бытии в первую седмицу Великого поста на исповеди и причащении Св. Христовых Тайн».

Участие в богослужении и Таинствах Церкви было обязательным для учеников всех духовных заведений - от провинциальных духовных училищ до столичных академий. Духовная жизнь учащихся была под постоянным контролем. Такой контроль был необходим для установления и поддержания нравственной и духовной чистоты. Образование ориентировалось на душу человека, на его духовное развитие

Иван закончил первый класс с такими результатами: в графе поведение значилась запись «очень хорошее», а в графе об успехах -«хорошие». Оценки Страгородского были таковы: священная история - 4, русский язык - 5, латинский язык - 5, арифметика - 4, пение - 3, чистописание - 3. С такими результатами он был переведен в следующий класс духовного училища. По итогам обучения в 1 классе он занял второе место по первому разряду.

Тяга к знаниям

В 1880 году, после сдачи приемных испытаний, Иван Страгородский был зачислен в первый класс Нижегородской духовной семинарии за счет своего отца. В те годы Нижегородскую кафедру возглавлял выдающийся духовный пастырь архиепископ Макарий (Миролюбов) - известный церковный деятель и любитель старины, который много внимания уделял духовной семинарии.

В течение 4 лет Иван Страгородский проходил обучение под чутким руководством епископа Макария (Миролюбова) вместе с другими семинаристами. Также юноша находился под строгим контролем и духовным попечением своего дяди Василия, духовника Нижегородского священства, у которого он гостил в выходные и праздничные дни.

Иван Николаевич Страгородский завершил семинарское обучение в 1886 году согласно разрядным спискам Нижегородской духовной семинарии, занимал там одно из первых мест.

После семинарии будущий Патриарх мог задуматься о принятии священного сана. Семинарского образования вполне хватало для священнического служения, но он тянулся к знаниям.

В 1886 году синодальная квота для обучения в духовных академиях для выпускников Нижегородской семинарии не была предусмотрена. По современным понятиям не были выделены целевые места для нижегородцев, и поступать можно было лишь по конкурсу на общих основаниях. При этом только часть поступавших могла претендовать на казенное содержание в период учебы. И Иван Николаевич вместе со своим товарищем Иваном Павлиновичем Слободским без соответствующего направления епархиального начальства отправились поступать в Петербургскую академию, как тогда говорили, волонтерами. Выбор не был случайным. Петербургская академия в то время блистала именами крупных ученых.

Поступающие должны были сдать 7 вступительных экзаменов: 4 устных и 3 письменных. В то время в Петербургской академии были высокие требования, к тому же два экзаменационных испытания проходили по древним и одно по современному иностранному языку. Также они должны были написать сочинение на древнегреческом языке с соблюдением всех норм и правил орфографии.

Учеба в семинарии давалась нелегко. Позднее в своих «Письмах японского миссионера» он признался, что в течение 4 лет пребывания в Петербурге так по-настоящему и не видел моря - ни разу не побывал на Финском заливе. Фактически Иван Страгородский уже тогда вел почти монашеский образ жизни: за время обучения ни разу не побывал даже в окрестностях столицы. В Петербургской академии Иван Николаевич формируется как неутомимый труженик, глубоко религиозный человек. Эти качества в сочетании с крупным и разносторонним талантом уже тогда указывали, что скромный студент сможет со временем играть важную роль в Русской Православной Церкви.

Монашеский постриг

На 4 курсе академии Иван Страгородский совершает вместе со своим другом паломническую поездку в мужской Валаамский монастырь. Эта поездка определила его жизненный путь: свою жизнь он пожелал посвятить Богу и принять монашеский постриг. Интересно, что друзья и преподаватели не хотели, образно говоря, «терять» замечательного друга и даже отправили в Арзамас несколько тайных телеграмм к его отцу – протоиерею Николаю, с просьбой отговорить сына от монашества. Отец Николай приехал в Петербург, дважды серьезно беседовал с Иваном, после чего дал свое родительское благословение. В 1890 году Иван Страгородский был пострижен в монахи с именем Сергий в честь преподобного Сергия Валаамского, а чуть позже принял священный сан.

Выпускники - студенты 4 курса должны были предоставить для защиты кандидатские диссертации. Сергий выбрал для своей диссертации тему «Православное учение о вере и добрых делах». Для исследования был взят один из самых трудных вопросов христианской догматики и учения о нравственности. 9 июня 1890 года Советом академии был утвержден список кандидатов богословия: курс окончили 70 человек, 47 из которых защитили кандидатские диссертации. Первым в этом списке стояло имя иеромонаха Сергия (Страгородского).

По действовавшему академическому уставу он мог оставаться при академии в качестве стипендиата для подготовки к профессорскому званию и работать над магистерской диссертацией. Но молодой иеромонах пожелал свои теоретические познания в области христианского вероучения подкрепить практической работой. 13 июня 1890 года он направился в Японию членом Православной духовной миссии. Центром его деятельности стал зарождающийся приход в Киото. Позже в своем дневнике «Письма японского миссионера» будущий Патриарх признается, что вести богослужение, читать лекции и общаться на японском языке он начал уже после двух месяцев пребывания в Японии. Всего же за свою жизнь Святейший Патриарх Сергий в совершенстве изучил 11 языков: немецкий, французский, латинский, греческий, древнегреческий, церковнославянский, старославянский, древнееврейский, японский. А также английский - на крейсере «Память Азова», общаясь с английскими моряками, и финский - будучи епископом Финляндским…

В 1893 году иеромонах Сергий был вызван в Санкт-Петербург и назначен на должность доцента по кафедре Священного писания Ветхого Завета Санкт-Петербургской духовной академии. Лучший выпускник академии постепенно и сам становился преподавателем.

13 декабря 1893 года он назначен на должность инспектора Московской духовной академии. В 1895 году удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Православное учение о спасении». 29 июля 1899 года определен ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии. Более 400 выпускников окончили Академию во время ректорства Сергия (Страгородского). Он чутко следил за духовной и научной жизнью студентов академии, прекрасно понимая ценность и силу образования в наступающем неспокойном веке, и сам являл пример богослова-ученого и миссионера.

«Славный сын земли Нижегородской» - так написано на памятнике Патриарху, установленному в Арзамасе в 2017 году.

Николай ЖИДКОВ.

«Быть же пастырем - значит жить не своею особой жизнью, жить жизнью паствы, болеть ее болезнью, нести ее немощи с единственной целью: послужить ее спасению, умереть, чтобы она была жива. Истинный пастырь постоянно, в ежедневном делании своем душу свою полагает за овцы, отрекается от себя, от своих привычек и удобств, от своего самолюбия, готов пожертвовать самой жизнью и даже душой своей ради Церкви Христовой, ради духовного благополучия словесного стада».

Патриарх молимся за свой народ, верил в Победу над «извергом рода человеческого». Один из таких случаев описал келейник Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия архимандрит Иоанн (Разумов). «В день Богоявления 19 января (1943 года) Митрополит Сергий возглавил крестный ход на Иордань. Это были дни решающих боев за Сталинград, и Владыка особенно горячо молился о победе русского воинства. Неожиданная болезнь заставила его слечь в постель. В ночь на 2 февраля 1943 года Владыка, пересилив свой недуг, попросил келейника помочь ему подняться с постели. Встав, он с трудом положил три поклона, воссылая благодарение Богу. Когда келейник помогал ему снова лечь в постель, митрополит Сергий сказал: «Господь воинств, сильный в брани, низложил восстающих против нас. Да благословит  Господь людей своих миром! Может быть, это начало будет счастливым концом». А утром радио передало весть о разгроме немецких войск под Сталинградом».