100 лет назад, 3 апреля 1924 года, на 72-м году жизни скончался Василий Порфирьевич Вахтеров - выдающийся российский педагог, ученый, методист начальной школы, просветитель-подвижник, организатор школ и народного образования в России конца XIX века, во многом определивший систему и направление работы народных школ и всеобщего образования пореформенной страны...
Василий Порфирьевич Вахтеров родился в 1853 году в Арзамасе, на южной окраине города в Бутырской слободе (ныне ул. Вахтерова – прим. авт.), в семье Пестровских, выходцев из сельских дьячков. Вахтеровыми их прозвали по должности отца – вахтера (сторожа) здания духовного правления. Позднее прозвище стало фамилией.
Отец Василия Порфирий Михайлович Пестровский на фоне финансового неблагополучия привносил в семейную жизнь «жестокие нравы». И детство будущего педагога и двух его сестер прошло в бедности и лишениях, дети - в постоянном голоде и холоде. Позднее Вахтеров вспоминал, что отец, человек по-русски щедро одаренный природой, начитанный, незаурядный, «с ярким темпераментом, с большой фантазией», сгубил себя гордыней, несбыточными химерами и пьянством.
Особую роль в духовном становлении Василия Порфирьевича сыграла его бабушка Ольга, олицетворяющая для внука «всю нищую братию», «богомольцев за мир», реальное сострадание и бескорыстие. Первейшими «воспитателями» подростка стали и уличные мальчишки: однажды зимой они даже столкнули его в прорубь, но потом сами же и вытащили оттуда. Ужас перед жестокостью отца, страх и боль за любимую мать наложили отпечаток на мировоззрение Василия Порфирьевича: всю жизнь больше всего он боялся оказать давление на кого-нибудь и защищал свободу личности и особенно личности ребенка как не умеющего защитить себя.
В 8 лет Василий Вахтеров становится учеником Арзамасского духовного училища. Сам процесс обучения не особо привлекал мальчика. За нерадение к учебе его нередко секли розгами. Но именно в училище Василий открыл такую спасительную радость для души, как книги, – особую «школу для бедных».
В 1867 году тяга к самообразованию побудила 13летнего подростка пешком отправиться в Нижний Новгород, чтобы поступить там в духовную семинарию. Юноша был беззаветно предан идее, что «грамота и культура помогут изгнать из жизни крестьян беспросветную нужду и невежество». Но новые впечатления и знакомства породили в душе подростка и сомнения. Ответы он по-прежнему ищет в книгах, как в русской, так и зарубежной литературе, посещает народнические кружки, беседует с умным «сознательным рабочим» и в конечном итоге оставляет учебу, окончательно теряя благосклонность своего отца.
В 1874 году Вахтеров окончил одногодичные курсы при Московском учительском институте, при этом молодой педагог был настолько беден, что не мог даже заплатить небольшую сумму, чтобы получить на руки диплом.
С 1875 года он учитель и одновременно заведующий Духовщинским городским училищем Смоленской губернии. Увлеченный своей работой, Василий Порфирьевич настойчиво стремился овладеть педагогическим мастерством. В учительской деятельности он опирался на демократические и гуманистические принципы организации учебного процесса, использовал новые методы и формы обучения и многое изменил к лучшему в своей школе.
Яркой страницей в жизни В.П. Вахтерова стала его инспекторская деятельность. С 1881 по 1890 год он был инспектором народных училищ Смоленской губернии, а с 1890 по 1896 год – Москвы. Его общественно-педагогическая деятельность была направлена на распространение начального образования, улучшение материального и правового положения учителей, повышение их профессиональной компетентности и мастерства. Для учителей Василий Порфирьевич Вахтеров всегда являлся не начальником, осуществляющим строгий надзор за деятельностью школ в соответствии с циркулярами Министерства народного просвещения, а мудрым наставником, другом и помощником.
Однако своими передовыми идеями и новаторской деятельностью Василий Порфирьевич вызвал настороженность со стороны Министерства народного просвещения. Его обвинили в неблагонадежности, в «крамольных намерениях». В сентябре 1896 года Василий Порфирьевич был вынужден уйти в отставку. Но он не оставлял научно-педагогической и общественной деятельности – вносил значительный вклад в формирование гуманистических подходов к воспитанию и образованию. В это время Вахтеров руководил редакцией школьной и народной литературы в знаменитом издательстве Сытина. За 19 лет благодаря неустанному труду просветителя было выпущено 350 новых учебников и учебных пособий для начальной и средней школы. В 1898 году выходит его «Букварь», затем «Новый букварь» и книга для чтения «Первый шаг».
Одним из самых крупных достижений Вахтерова как педагога и методиста стали его книги для классного чтения «Мир в рассказах для детей». Построенные на основе предметного обучения, они базировались на принципе наглядности и содержали в себе не только статьи для объяснительного чтения, но и богатейший материал по естествознанию, географии, истории, изучение которого требовало самостоятельной работы учащихся, проведения опытов, применения разнообразных методических приемов.
По «Букварю» и книгам для чтения «Мир в рассказах для детей» Вахтерова не одно молодое поколение россиян усвоило грамоту, приобщилось к русской культуре и пристрастилось к науке. Из всех русских учебников именно книги Вахтерова заслуженно пользовались наибольшей популярностью и были самыми распространенными. До Октябрьской революции «Букварь» издавался 117 раз. Затем издание выпускалось без идеологической правки как в Советской России (последний раз в 1923 году), так и в русском зарубежье (в Праге в 1919 году).
Мощный импульс общественно-педагогическая деятельность Вахтеров получает в 1905 году, когда становится создание Всероссийского учительского союза. Он свято верил в возможность установления в России демократического государства, построенного на основах справедливости. И считал, что для этого необходимо просвещение, в частности всеобщая грамотность народа и его нравственное воспитание. В.П.Вахтеров разработал уникальный и, главное, вполне осуществимый проект введения в России всеобщего бесплатного начального обучения. Его идеи взволновали тогда всю передовую общественность страны. Ведь состояние грамотности народа было одним из самых наболевших вопросов русской жизни.
Характерный факт – репутация Василия Порфирьевича среди учительства была столь высока, что в 1906 году власти его официально пригласили занять пост министра просвещения России. Правительство собиралось сформировать новое Министерство народного просвещения из деятелей образования, «облеченных доверием страны».
В 1913 году Вахтеров публикует капитальный труд «Основы новой педагогики», сразу привлекший внимание педагогической общественности. В книге был сформулирован главный принцип гуманистического подхода к воспитанию – уважение к человеческой природе ребенка, предоставление ему возможности свободного развития, недопустимость средств воспитания, травмирующих его психику. В силу этого педагог призывал учителей и родителей уважать человека в ребенке, не оскорблять достоинство, деликатно относиться к его чувствам.
Идеал нравственного воспитания Вахтеров выводил из идеала общественного. Необходимо, направляя развитие растущего человека, влияя на формирование способностей, на духовное совершенствование, «создать наиболее благоприятные условия для его социального общежития, для приготовления к жизни в обществе на гуманно-демократических принципах». При этом духовно-нравственное развитие личности невозможно без опоры на приоритетные национальные ценности.
В целом, по убеждению Вахтерова, школа должна быть носителем всего лучшего, что создано в человеческой культуре. Школа призвана терпеливо и уважительно прививать ребенку интерес к знаниям и другим людям, способность и умение анализировать происходящее вокруг и вырабатывать осмысленные оценки и суждения.
Период после Февральской революции 1917 года являлся временем насыщенной деятельности Вахтерова по претворению в жизнь демократических подходов в российском образовании. Свои силы Василий Порфирьевич направлял на восстановление Всероссийского учительского союза. А с мая 1917 года начал работу Государственный комитет по народному образованию при Временном правительстве, где Вахтеров стал председателем Комиссии по всеобщему обучению.
Болезненно восприняв роспуск Всероссийского учительского союза после Октябрьской революции и глубоко переживая то, что случилось с русской школой, Вахтеров отказался от сотрудничества с советской властью и не согласился занять какой-либо пост в правительственных структурах. В 1918 году Василий Порфирьевич совсем отошел от дел и «ушел в затвор» – переехал на жительство в глухую деревню Наволоки на берегу Оки.
Но в начале 1920 годов его затворничество заканчивается, и он возвращается в Москву к педагогической деятельности. Вахтеров читал лекции во 2м МГУ и продолжал совершенствовать свои учебники. У него было много творческих планов. Хотел написать статью в защиту сказки, подготовил книгу «Популярная педагогика» для родителей, но завершить ее уже не успел.
…Василий Порфирьевич был погребен на Дорогомиловском кладбище. Символично, что его захоронение окружено кольцом маленьких детских могилок, точно и после смерти он хотел быть среди детей, которых всегда любил и для которых так много совершил…
Н. ВОЛОДИН.