Жизнь и творчество художника Василия Перова, как известно, тесно связаны с Арзамасом. Поэтому неслучайно на состоявшейся в конце августа пресс-конференции мэр Арзамаса озвучил идею о возведении в городе памятника великому живописцу. Тем более что его самая масштабная, эмоциональная и выразительная в жанровом направлении знаменитая картина «Тройка», по мнению некоторых исследователей, была им написана по «арзамасскому сюжету». Она отражает серьезную тему детского труда и социальную ситуацию 60-х годов XIX века.
Вглядимся в эту картину. Лица детей направлены на зрителя. Они раскрывают усталость, робость и страдания. Полотно призывает зрителей и в целом общество к состраданию. С другой стороны, эта картина - призыв пересмотреть ситуацию и ответственнее отнестись к теме семьи и детства в крестьянской среде. А название картины напоминает ветхозаветную Троицу. Возникает символически обобщенный образ несправедливого мира, который художник своим полотном отвергает.
Подготовка Перова к началу работы была очень кропотливой. Множественные зарисовки, эскизы, пробы различных жестов и позиций героев… Известно также, что с огромным усердием художник отнесся и к поиску лиц для детей - двоих мальчиков и девочки, с огромным усилием тянущих за собой большую бочку с водой. Особое внимание привлекает центральный герой, с которым связана удивительная и печальная история. Детей для двух героев (мальчика и девочки) художник нашел довольно быстро. А вот центрального героя ему пришлось поискать. Однажды на улице он встретил незнакомую женщину с мальчиком, в котором увидел идеал для своего героя. Женщина-крестьянка долгое время не позволяла художнику написать портрет своего сына. Бедный крестьянский народ верил в темные суеверия, одно из которых - нарисованный однажды человек вскоре умрет. Вот это-то и пугало крестьянскую мать. Но после продолжительных уговоров она все-таки согласилась.
Холст был готов. Его ожидал триумфальный успех на выставке в Третьяковской галерее, гости которой были шокированы написанной трагедией и ее печальной безнадежностью. Однажды сам Третьяков заметил, что несколько дней подряд одна и та же женщина подходила к «Тройке» и долго плакала. Позже стало известно, что это мать главного героя, в которой Перов с трудом узнал мать Васи. Она рассказала, что ее сын заболел и умер в прошлом году. Таким образом, страхи крестьянки отчасти подтвердились. Она пожелала купить картину на собранные средства. Перов объяснил, что картина уже давно продана. Будучи сердобольным человеком добрейшей души, Перов подарил женщине в память о ее сыне новый портрет мальчика.
Как было сказано выше, по мнению местных краеведов, в основу шедевра Перова «Тройка» лег «арзамасский сюжет». В Арзамасе, как и в других уездных городах, в 19 веке существовала проблема с питьевой водой, так что жителям приходилось доставать воду из рек, прудов. При этом она порой не отличалась хорошим качеством. Именно по причине проблемы воды появилась профессия водонос – тяжелая, но малооплачиваемая. Так вот, арзамасские краеведы считают, что в картине «Тройка» (1866 г.) запечатлены юные водоносы на Никольском спуске с площади Соборной города Арзамаса, а стены монастыря – это стены Николаевского женского монастыря.
Никольский съезд - самый известный и, наверное, древнейший из троп Арзамаса. Чем же сей съезд так знаменит? Во-первых, он, скорее всего, ровесник самого города. На протяжении первых веков по Никольскому спуску шла главная дорога из крепости и в крепость. Начинался съезд от ворот Настасьинской башни Арзамасского кремля и выходил к Старомосковской улице (ныне ул. Спасская) и самому первому Выездновскому мосту через Тешу, то есть к тракту на Москву. «Как помнят старожилы, все арзамасские крестные ходы сходили с горы всегда Никольским съездом, а не базаром (Гостиным рядом)», - писал арзамасский краевед Н. Щегольков. То есть Никольский съезд был довольно значимым в жизни горожан. Часть холма когда-то была срыта для удобного прохода, но спуск все равно достаточно крут.
Увы, предположения арзамасских и других исследователей, что на картине Перова «Тройка» изображен именно Никольский спуск и стены Николаевского монастыря, документальных подтверждений не имеют. А у московских исследователей своя версия: на полотне - стены московского монастыря. Так что потомкам остается и дальше разгадывать загадку, которую оставил им гений.
Подготовила О. АКСЕНОВА.